Набережная Дона в Нахичевани

В Нахичевани, как и в Ростове, была своя набережная. Конечно, эта набережная не могла сравниться ни по красоте, ни по благоустройству с ростовской. Но у города был свой небольшой порт, откуда велись оживленные отправка и прием грузов. Причем торговой деятельностью армянские купцы занимались с момента основания города Нор Нахичеван. Свою продукцию армянские купцы, ремесленники и крестьяне продавали во всем мире. Следует напомнить, что, например, чалтырская пшеница высоко ценилась во Франции, в Париже.

Но одно дело торговля, пусть и успешная, а совершенно другое − благоустроенная набережная. Нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов решил, что в городе, которым он руководит, непременно должна быть устроена современная набережная.

По распоряжению Балабанова такая набережная была спроектирована. Этот проект стоил недешево – 1миллион 179 тысяч 65 рублей 61 копейка. Для того времени это были очень большие деньги. Но Балабанов никогда не останавливался перед трудностями. Он был убежден, что дорогу осилит идущий. И к 1 августа 1889 года с полукопеечного сбора в городской казне уже имелось 202 тысячи 637 рублей 60 копеек.

Полукопеечный сбор – денежный сбор в сумме ½ копейки, взимавшийся с каждого пуда грузов, ввозимых и вывозимых через порт (кроме леса), не облагались сбором суда, доставлявшие камень-брусчатку для мощения улиц. Полукопеечный сбор относился к числу портовых сборов и устанавливался специальным правительственным постановлением. Средства от этого сбора оставались в распоряжении портового города и направлялись на его благоустройство.

Балабанов ожидал, что ежегодно будет поступать в казну города на благоустройство набережной 37885 рублей. Строительство набережной было рассчитано на 25 лет.

О дипломатических способностях нахичеванского головы Минаса Балабанова слагались легенды, его считали хитрым и изворотливым. Считали, что этот человек никогда не упустит своей выгоды, но уважали за то, что он всегда думал о благоустройстве города, которым руководил.

В 1890 году результатом поездки Балабанова в Петербург стало то, что ходатайство его об оставлении за Нахичеванью полукопеечного сбора и на будущее время увенчалось успехом. После чего в Нахичевани появилась возможность приступить к правильному замощению улиц и к устройству набережной. Все проекты Балабанова были окончательно утверждены в Министерстве путей сообщения и господином министром. Эти проекты были составлены инженером К.О. Гренбергом, автором мощения и канализации Одессы и Николаева. Надо сказать, что набережная в Нахичевани, ввиду значительных колебаний горизонта воды в реке Дон, спроектирована на значительной части ее протяжения в два этажа, а именно: независимо от главной каменной набережной, верхняя площадь которой должна была находиться на 0,65 саж. выше горизонта ординара, предполагалось устроить еще одну пристань, на деревянном свайном основании, которая не затоплялась бы самыми высокими весенними водами и допускала возможность погрузки при всяком горизонте воды.

26 июня 1890 года разрешено было приступить к работам по устройству за счет сумм сбора. В Нахичевани стали активно строить свою каменную набережную с откосами. Устанавливались отбойные сваи, причальные тумбы, благоустраивался спуск к реке по 29-й линии, мостились дороги и спуски к площадям набережной.

На все эти цели первоначально было решено выделить 384 тысячи рублей 29 копеек. Плюс на технический надзор выделялось 69 тысяч рублей 82 копейки.По затратам, которые несла Нахичевань, возводя свою набережную, можно понять, что Балабанов затеял грандиозную стройку. Но он верил, что этот проект окупит себя, что это дело стоит таких больших затрат. Несомненно, Балабанов был человеком прогрессивных взглядов. Он хотел, чтобы в его городе процветала торговля. А Нахичевань-на-Дону стала бы крупным портом юга России.

Более того, благодаря Балабанову сооружение набережной решено было отдавать с торгов в подряд! Работы были рассчитаны на четыре года.

Но, к сожалению, как мы знаем, этот грандиозный проект Балабанова так и не воплотился в жизнь. Нахичевани-на-Дону не суждено было стать крупным портом России, так и не появилась красивая набережная, о которой мечтал Балабанов. Но набережная для приема и отправки грузов была обустроена.

Георгий БАГДЫКОВ