Памяти друга

Я познакомился с Минасом и его семьей в уже далекие 60-е годы прошлого века. Мои родители построили дом на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны на 23-ей линии № 24 и, как оказалось позже, мы оказались соседями семьи Багдыковых, которые жили на этой улице рядом, через один дом. Мне сразу понравился этот новый для меня район города, где предстояло жить. В 60-70-е годы прошлого века эта часть Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, которая в прошлом была центром армянского города Нахичевань-на-Дону, еще сохраняла архитектурный облик и другие характерные черты этого старого города, несмотря на то, что он был еще в 1928 г. включен в состав г. Ростова-на-Дону: очень удобную планировку кварталов («линии»), преимущественно одноэтажные, реже одноэтажные добротные дома зачастую с художественной лепниной на фасадах, а иногда и внутри зданий, обилие зелени, преимущественно акаций, преобладающее доброжелательное армянское население.

Еще до знакомства с Минасом, проходя по 23-й линии, я нередко видел у калитки дома № 18 высокого немолодого худощавого человека с тонкими чертами бледного лица, на котором выделялись темные выразительные глаза. Позже я узнал, что это был отец Минаса Георгий Минасович.

Мое знакомство с Минасом и его семьей началось после того, как я узнал у соседей, что на нашей улице живет врач – хирург, работавший тогда в центральной городской больнице № 1 (ЦГБ), профессиональное достоинство которого ценили жители этого района. Мой отец, ветеран Великой Отечественной войны часто болел, я решил обратиться с просьбой о профессиональной помощи к Минасу. Меня приветливо встретил круглолицый коренастый молодой человек с очень живыми глазами, немедленно согласился проконсультировать моего отца. Он обстоятельно расспросил его о признаках недуга, проверил пульс, измерил давление, внимательно с головы до ног осмотрел и прослушал его и дал четкие профессиональные советы и рекомендации, пообещав проследить за ходом его лечения. Мой отец после этого визита сказал, что его никто из докторов так детально не осматривал, не расспрашивал, и что он почувствовал доверие к Минасу как к специалисту и человеку. Так началось мое знакомство с М.Г. Багдыковым.

В 60-в начале 70-е гг. прошлого века я учился в аспирантуре, а затем стал преподавать историю в Ростовском государственном университете, защитил кандидатскую диссертацию и, общаясь с Минасом, обратил внимание на то, что он не только великолепный врач, но и человек с разносторонними интересами в области истории, краеведения, литературы, в музыкальной сфере. Общие интересы и устремления естественно сближали. У Минаса и у меня были большие домашние библиотеки, мы стали обмениваться книжными новинками.

У Минаса и его супруги Галины Нагапетовны к началу нашего знакомства уже рос старший сын, Тигран, затем через несколько лет родился младший – Георгий. У меня с моей женой Лидой родилась сначала дочь Маша, а затем сын – Алексей. Маша с Георгием были сверстниками, между ними завязалась дружба, они играли в обширном дворе семьи Багдыковых с большими ореховыми деревьями, другими плодовыми деревьями и кустарниками, где было раздолье для всевозможных детских игр.

Моя жена, Лида, закончив учебу на филологическом отделении Ростовского государственного университета, перешла на работу преподавателем русского языка и литературы школы № 14 на 30-й линии с преподаванием ряда предметов на английском языке (позже получившей статус гимназии). У нее учились сыновья Минаса Тигран и Георгий. Это способствовало усилению нашего общения с Минасом и Галиной, которое с годами переросло в большую многолетнюю дружбу, мы стали близкими людьми.

Я с женой стал часто бывать в доме Багдыковых, познакомились с большой семьей Минаса, жившей в доме №18: родителями Минаса, Георгием Минасовичем и Сусанной Леонтьевной, его тетей, сестрой отца Софьей Минасовной Карташовой-Багдыковой, с его младшим братом Константином и его женой Ниной. Позже в семье брата родился сын, племянник Минаса – Костя. К великому сожалению, вскоре после нашего знакомства Георгий Минасович очень интеллигентный обаятельный человек, музыкант, великолепно игравший на многих музыкальных инструментах, прививший Минасу любовь к музыке, скончался после тяжелой болезни,что стало тяжелым ударом для Минаса, который очень любил отца.

Мама Минаса, Сусанна Леонтьевна, была мудрой, любящей женщиной, она все сделала, чтобы продлить жизнь своего дорого мужа, у которого был порок сердца, безмерно любила сыновей, приложила все силы, чтобы они смогли получить высшее образование, радовалась их успеху на профессиональном поприще, приняла в дом жену Минаса как свою дочь, обожала и пестовала своих внуков. Она была очень доброй хлебосольной женщиной, встречая уставшую после рабочего дня в школе мою жену, она часто зазывала ее пообедать у нее. Я до сих пор помню ее замечательные пирожки с лебедой и вареными яйцами, которые она обязательно пекла весной.

Тетя Минаса, Софья Минасовна, по его словам, сыграла важную роль в его жизнь. До войны и в послевоенные годы она работала акушером-гинекологом в роддоме и женской консультации Пролетарского района. Во время немецкой оккупации города, подвергая свою жизнь опасности, уходила ночью помогать больным или беременным женщинам, оказывала медицинскую помощь раненым красноармейцам, которых местные жители прятали в своих домах, хотя это каралось смертной казнью. Минас не раз говорил о том, что его представления о врачебном долге с детства формировались она примере жизни и работы Софьи Минасовны. Именно она настояла на его поступлении в мединститут, помогала профессиональными советами во время учебы в вузе и в начальный период его профессиональной деятельности. Именно ей, известному опытному акушеру-гинекологу родители Минаса доверили принять его в минуты его появления на свет в роддоме, а затем она, через несколько десятилетий, также приняла рождение его детей, Тиграна и Георгия.

Прежде всего, я должен сказать о своем восприятии достоинств Минаса Георгиевича, как профессионального врача, опираясь на свой многодесятилетний опыт общения с ним и наблюдения за практикой его врачевания членов моей семьи, а также свидетельств знакомых мне его пациентов. Мне представляется, что обязательным профессиональным качеством любого врача, особенно хирурга, является его способность расположить к себе пациента, успокоить его, снять напряжение, стресс, неизбежные при возникновении недуга, особенно серьезного, вызвать доверие к себе как специалисту. Не случайно, — медицину называют не только областью науки и искусства, но и человековедением.

Минас обладал самой высокой степени этими способностями. Я многократно был свидетелем, как во время его общения с пациентами, взрослыми и детьми, происходила эта магия возникновения доверия к нему как к доктору и человеку. Он излучал во время беседы с пациентом доброжелательность, уверенность возможности помочь, победить болезнь, умело убеждал в необходимости сделать анализы, принять необходимые лекарства, назначая для детей наименее неприятные по вкусу.

Меня удивляло также универсальность профессиональной компетентности Минаса – врача, его способность успешно лечить распространенные различные недуги, как у взрослых, так и у детей. Как-то я задал ему вопрос, как он обрел эрудицию и опыт в разных областях врачевания. Он назвал причины, способствовавшие получению такого разностороннего медицинского опыта. Прежде всего, его учителями в мединституте во время учебы были доктора, которые обрели такой универсальный медицинский опыт в период Великой отечественной войны: П.М. Шорлуян, П.П. Коваленко, А.Р. Ханамиров, хирурги В.В. Лесковский и Н.Т. Назаров и другие, которым в военное время приходилось лечить не только ранения, но и другие болезни красноармейцев. Их опыт убеждал, что во время операции возможны совершенно неожиданные ситуации, к которым хирург должен быть готов.

В своих воспоминаниях М.Г. Багдыков писал, как, получив, после окончание мединститута, направление на работу хирургом в городскую больницу г. Новочеркасска, зав. хирургическим отделением этой больницы Н.Т. Назаров, прошедший две войны, поместил его жить в своем рабочем кабинете, и Минас 6 месяцев практически каждую ночь участвовал в операциях пациентов, привозимых машинами скорой помощи, которые проводили травматологи, гинекологи, лор-специалисты. Это бесценный опыт ему впоследствии очень пригодился в его профессиональной работе.

Минас также вспоминал, что ему приходилось как дежурному врачу в хирургическом отделении ЦГБ участвовать в проведении операции на сердце и других внутренних органов, оперировать гнойные раны. Он не раз огорченно сетовал на то, что последнее время нарастает тенденция узкой специальности врачей, в том числе хирургов, что ведет к снижению их профессиональной квалификации.

У Минаса – врача было еще одно ценное качество: если он сомневался в определении диагноза, обратившегося к нему больного, он не только направлял его на дополнительные анализы, но и зачастую рекомендовал ему опытного специалиста, которому доверял, лично или по телефону просил проконсультировать обратившегося к нему пациента. И таким он оставался до последних дней жизни. Вот почему к доктору Багдыкову шла вся округа жителей за врачебной помощью в любое время дня и ночи, если он был дома. И он никому не отказывал. Я Минасу как врачу бесконечно благодарен, поскольку всегда был спокоен, имея возможность в любое время обратиться к нему за медицинской помощью, когда болели мои родители, дети, жена и я сам.

Важнейшим приоритетом в соответствии с армянскими этнокультурными традициями в семье Багдыковых были семейные ценности. В доме № 18 на 23-й линии много десятилетий жила 3-х поколенная семья, включавшая дедушку с бабушками, двух сыновей с их женами, внуков. Минас очень любил этот дом, в котором он вместе с родителями, женой и детьми прожил большую часть жизни, где проходили важные события его семьи, бывали дорогие друзья, значительные люди. Не случайно в армянской традиции для обозначения семьи используются два понятия – дом и очаг (в переводе на русский). Когда выяснилось после кончины Софьи Минасовны, что у этого дома несколько наследников, которые стали настаивать на продаже дома, Минас долго сопротивлялся, пытаясь компромиссно решить эту болезненную для него проблему, сохранив дом для семьи. Когда это не удалось, он, переселившись с женой и сыновьями в квартиру на 13-й линии, построил дом-дачу в с. Чалтырь, перенес в него дорогие ему вещи: семейные альбомы, книги, картины, самовар, чугунные утюги, медные ступки, сахароколку и другие семейные реликвии.

Еще одна характерная этнокультурная традиция, которой следовали Минас и его семья – не только уважительное, но я бы сказал, благоговейное отношение к старшим, прежде всего, к бабушке Розалии Георгиевне, родителям Георгию Минасовичу и Сусанне Леонтьевне, матери Галины Надежде Григорьевне Кристостурьян, тете Минаса Софье Минасовны. Они всегда занимали почетные места на семейных торжествах и застольях, были окружены заботой и вниманием до последнего часа их земной жизни. Неслучайно, свою первую краеведческую книгу «Нахичеванские портреты» Минас посвятил светлой памяти своих родителей. В духе безусловного уважения к старшим воспитывались дети Минаса. Его младший сын Георгий был назван по армянской традиции в честь своего деда, а Тигран, старший сын, был назван в честь одного из самых почитаемых деятелей армянской истории.

Супруга Минаса Галина также следовала традиционным национальным нормам половозрастной иерархии в семейном кругу. Я, общаясь с семьей Багдыковых много десятилетий, часто бывая в их доме, не могу вспомнить, чтобы Галина прилюдно возразила своему мужу, критиковала его. Она неуклонно воспитывала уважительное отношение детей к отцу, формировала в них сознание, что Минас – старший в доме, его надо беречь.

Минас считал, что до 10-12 лет основную роль в воспитании детей должна играть супруга, а затем, когда они стали подростками, уделял им много внимания, постоянно гулял с ними, беседовал, стремясь формировать в них необходимые для мужчины качества, интерес к профессии врача. Когда сыновья стали старше, брал их с собой на работу, в больницу. Особое внимание уделял учебе детей.

Супруга Минаса Галина – очень красивая женщина, наделенная природной мудростью. Воспитанница Саратовской консерватории по классу скрипки, она многие годы преподавала в музыкальной школе имени М.Ф, Гнесина, работала заведующей струнным отделением школы, воспитала десятки одаренных скрипачей. Вместе с тем, она успешно сочетала напряженную творческую педагогическую деятельность с повседневной неустанной заботой о детях, домашнем тепле и уюте, она очень мудро и искусно формировала домашний быт.

Минаса всего отличала душевная щедрость. Дом на 23-й Линии № 18 был одним из самых хлебосольных, гостеприимных, не только в Пролетарском районе, но и в городе. Он очень любил встречать друзей в доме. Его супруга Галина – талантливая кулинарка, любит и умеет накрывать красивые столы, угощать гостей изысканными блюдами армянской и русской кухни: долма, гата, мусаха, курник, запеченная рыба, мягкие сыры с зеленью и прочие деликатесы обычно готовились к семейным торжествам и дружеским встречам. Я никогда не едал таких вкусных слоеных пирожков с мясом, подававшихся горячими, чудесный курабье, приготовленной ею традиционным способом. Причем готовила Галина все эти вкусности не по рецептам, а основываясь на семейные традиции и следуя своей кулинарной интуиции.

В доме у Минаса бывали замечательные люди – герой социалистического труда, генеральный директор «Ростсельмаша» Ю.А. Песков, профессор, руководитель струнного отделения Ростовской консерватории С.Б. Куцовский со своей супругой, мастером слова Лилией Лилиной, выступавшей в Ростовской филармонии, блестящий хирург, литератор, остроумный человек, профессор А.В, Шапошников, организатор «Шагиняновских чтений», профессор Н.С. Авдулов, философ, профессор И.А. Негодаев и другие. На этих встречах велись интеллектуальные беседы, обсуждались новости, события политической, социальной, культурной жизни страны и города. Как правило, сам Минас блистательно, эмоционально вел эти семейные торжества и дружеские встречи, вовлекая в беседу гостей.

Эти встречи сопровождались нередко музыкальными импровизациями Минасана скрипке или на пианино. Нередко играла, вызывая восторг слушателей, друг семьи, блестящий виртуоз, профессор Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова С.Б. Арабкерцева, выступали и талантливые скрипачи, ученики Галины. Дети, пока были маленькие, не приглашались к праздничным застольям взрослых, но неизменно были среди гостей, внимали их разговорам, слушали музыкальные экспромты и импровизации.

Минас хорошо знал историю и культуру Армении, у него была собрана большая подборка книг, посвященных этой проблематике, сочинения классиков армянской литературы Х.Абовяна, Р. Патканяна, О.Туманяна, Н. Кучака и других. Он стремился, чтобы сыновья знали основные вехи истории и культуры Армении. Минас организовал крещение старшего сына Тиграна в Армянской апостольской церкви в Эчмиадзине, что было в советский период рискованным занятием, затем, когда пришло время этому сыну жениться, там же прошло венчание молодых. В Армении крестился и Георгий, младший сын Минаса.

Минас в детстве и юности слышал воспоминания старожилов, живших в г. Нахичевани-на-Дону, рассказы старших родственников, родителей, знакомых, у которых сквозили ностальгия по этому городу, восхищения и гордость предками, крымскими армянами, которые по инициативе российской верховной власти переселились в Донской край и, опираясь на значительные привилегии и льготы, благодаря трудолюбию и таланту сумели построить город, который по основным социально-экономическим и культурным показателям в 40-50 гг. XIX века опережал соседние города Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь. В Нахичевани-на-Дону и окрестных армянских селах родились люди, которые внесли существенный вклад в развитие не только региональной экономики и культуры, но и в культуру Армении и России: всемирно известный художник М. Сарьян, известный российский революционер-демократ М. Налбандян, классик армянской литературы Р. Патканян, священник Г. Чорекчиянц, ставший впоследствии католикосом всех армян и другие.

Минас очень болезненно переживал, что в советский период история, культура и, главное, люди города Нахичевани-на-Дону были преданы забвению. И он, отнюдь не историк, не краевед, а профессиональный врач, хирург, решился в конце 80-х годов прошлого века написать и опубликовать книгу «Нахичеванские портреты» (1991 г.), в которой поставил цель, опираясь на дооктябрьские источники, воспоминания старожилов, собственное общение в молодости с ветеранами этого города, реанимировать память о его славной истории, культуре, нравах, образе жизни, воссоздать портреты значительных людей, живших в этом городе. В этой книге содержится значительный фактический материал об истории и культуре этого города, она пронизана лиризмом, эмоциональным отношением к жившим в нем людям, в том числе к тем, кого Минас знал лично.

Это работа М.Г. Багдыкова проложила дорогу публикациям таких известных ростовских краеведов, журналистов, историков как В.В, Смирнов, В.С, Сидоров, С.С. Казаров, С.Я. Сущий, Р.Г. Тикиджьян, Г.М. Багдыков и других, сформировавших современное донское краеведение, и, как его составляющее — нахичеваневедение.

Минас, сочетая напряженную профессиональную врачебную деятельность с любовью к нахичеванскому краеведению, продолжал готовить и публиковать книги по истории и культуре города Нахичевани: «Лики прошлого» (1995 г.), «Нахичеванские находки» (1999 г.).две книги он посвятил жизни и деятельности архиепископа Иосифа Аргутинского, предводителя армян России, который принимал самое активное участие в основании и развитии города Нахичевань-на-Дону. В соавторстве с сыновьями Георгием и Тиграном опубликовал работы, посвященные истории нахичеванской медицины (2007 г.), жизни и деятельности известного нахичеванского градоначальника Арутюна Халибяна (2011 г.) Минас и его сын Георгий выпустили книги «Как строилась Нахичевань» (2017 г.), «Наша вера» (2016 г.) об истории взаимодействия Армянской апостольской и Русской православной церквей. Последней публикацией М.Г. Багдыкова стала замечательная книга его воспоминаний о пережитом, начиная с периода Великой Отечественной войне, написанная по просьбе сыновей (2019 г.).

В период перестройки в СССР, на волне демократических перемен, по инициативе общественности города в 1988 г. возникло культурно-просветительное общество «Нор-Нахичеван», которое ставило задачей возрождение и сохранение самобытной многовековой культуры донских армян, в последствии переименованное в РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община». М.Г. Багдыков активно участвовал в создании и работе этих общественных организаций, входил в состав их правлений. Он в качестве делегата от донских армян участвовал в почетной миссии избрания католикоса всех армян Гарегина II в Армении. До последних дней своей жизни Минас был активным членом нахичеванской армянской общины.

Таким образом, Минас, его семья сохранили верность многим традициям армянского народа, символам национальной идентичности. Вместе с тем, как потомок анийских армян, проживающих более 240 лет в России, на Дону, он и его близкие, как и другие донские армяне, обрели субэтнические черты, фактически обладали и обладают как армянской, так российской идентичностями. В своей книге «Нахичеванские портреты» М.Г. Багдыков писал: «Образовавшийся сплав, генетически закрепленный, дал удивительный нахичеванский тип людей».

Каковы характерные черты российских донских армян, много поколений проживающих в нашей стране, на Дону, который воплощал Минас Георгиевич Багдыков?

Прежде всего, сохраняя чувство общности, национальной идентичности со своим народом, Минас и его семья, как и большинство армян, длительное время проживающих на Донской земле, считали и считают своей родиной Россию, Донской край, свободно владели, владеют и преимущественно пользовались и пользуются в устной и письменной коммуникации русским языком, благодарно вносят весомый вклад в социально-экономическую и культурную жизнь Донского края, нашей страны.

Минас, как и многие донские армяне, вел свою родословную от анийских армян, переселившихся из Крыма на Дон в 1778 г. Он в результате длительных исторических и краеведческих поисков восстановил генеалогию своего рода, начиная с первого предка, переселившегося тогда вместе с другими армянами на донскую землю. Картина, изображающая это генеалогическое древо его рода, — на почетном месте в его доме.

Характерной чертой Минаса, других донских армян, приобретенной в результате длительного проживания инонациональной среде, является интернационализм, уважение, сотрудничество, взаимодействие с представителями различных национальностей, живущих в Донском регионе. Среди друзей, коллег, добрых знакомых Минаса были представители разных народов. В его доме приветливо встречали и встречают наряду с армянами русских, украинцев, татар, евреев, людей других национальностей. Минас негативно относился к любым проявлениям национализма, считая их опасными, разрушительными в многонациональном обществе.

Я убежден, что Минас был счастливым человеком, он всю жизнь занимался любимым делом, был известным, ценимым в профессиональном сообществе и многочисленными пациентами, хирургом, универсальным врачом. М. Багдыков участвовал в подготовке и повышении квалификации нескольких поколений врачей, работая доцентом Ростовского мединститута (ныне – университета), обучая студентов, затем дипломированных докторов на кафедре усовершенствования врачей, передавал свой богатейший медицинский опыт в должности заместителя главного врача по хирургии областной больницы.

Минас успешно и плодотворно реализовал свое увлечение краеведением, прежде всего, в области истории и культуры г. Нахичевань-на-Дону, опубликовав ряд книг, вызвавших интерес общественности, внес свой вклад в изучение истории Донского края.

Минас всю жизнь прожил с горячо любимой женой Галиной, с которой воспитал двух замечательных двух интеллигентных сыновей, которые не только стали талантливыми докторами, но и унаследовали от отца его любовь к краеведческим исследованиям, литературному творчеству, стали известными в городе и за его пределами людьми.

Минас занимал и занимает большое место в моей жизни. Его трепетное отношение к родителям, к семье, к своему дому, высокое отношение к своей профессии как к служению, трудолюбие, являлись и являются примером для меня. Мне не хватает его душевной щедрости, приветливости, светлой доброй ауры, которая исходила от него. Я благодарен судьбе, что много десятилетий мог общаться, дружить с этим замечательным человеком.

Герман Аронович МАТВЕЕВ

Матвеев Герман Аронович, кандидат исторических наук. С 1969 по 2006 год работал в Ростовском государственном университете ассистентом, старшим преподавателем, доцентом.С 1978 года –в Институте повышения квалификации и переподготовки преподавателей общественных наук при РГУ. С 2004 по 2014 годы – профессор кафедры истории Отечества и кавказоведения ИППК, сначала при РГУ, а с 2006 года – Южного федерального университета. С 2014 по 2015 годы профессор кафедры регионолистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ. Автор более 250 опубликованных научных работ.