Художник Арцатбанян и его картины

В 1978 году газета «Вечерний Ростов» сообщала своим читателям, что в городе была открыта выставка, посвященная 100-летию художника Амаяка Арцатбаняна.

Как писал А. Аркадин в заметке «В дар музею», на выставке экспонировались произведения художника, принадлежащие Государственной картинной галерее Армении и другим музеям, а также частным лицам. После закрытия выставки младшая дочь художника, преподаватель Ростовской музыкальной школы имени М.Ф. Гнесина Сусанна Амаяковна Лютикова, передала в дар музею две графические работы отца: карандашный портрет матери художника — Марии Егоровны Арцатбанян и исполненный акварельными красками рисунок обложки для нот песни «Соловей», написанный композитором Г. Дербиняном.

А. Аркадин в заметке « В дар музею» писал также, что ценный дар краеведческий музей получил и от внука художника, профессора Ростовского государственного университета, доктора физико-математических наук Виктора Михайловича Александрова. Он передал музею два живописных произведения своего деда — жанровую картину «Нищие у церкви» и небольшое полотно «Крымский пейзаж».

Художник Амаяк Абрамович Арцатбанян (1876-1920) жил на Бульварной площади (ныне площадь Свободы). С 1915 года арендовал дом у Церковного попечительства бедных армян, где проживал с женой и детьми, тремя дочерями и двумя сыновьями. Художник постоянно испытывал материальные затруднения, хотя был знаменит и почитаем.

Амаяк Арцатбанян уроженец Нахичевани, начальное образование получил в приходской школе армянского монастыря Сурб Хач, затем учился в городском училище, после окончания которого посещал художественную мастерскую иконописца Елисея Черепахина. С 1894 по 1900 год занимался в классе известного русского художника Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его с золотой медалью, был награжден творческой поездкой в Париж, но осуществить ее так и не смог по причине финансовых трудностей, надо было содержать большую семью. Вернувшись в Нахичевань, Амаяк Арцатбанян занимается педагогической деятельностью, становится одним из организаторов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, которое открылось в 1907 году.

По данным сайта «Хайазг», Амаяк Арцатбанян дважды побывал в Армении. Вторую поездку он совершил в 1915 году, в то самое время, когда его народ переживал страшную трагедию, связанную с геноцидом армян в Османской империи. Геноцид армян, организованный правительством младотурок, глубоко ранил художника. Он пишет свои знаменитые полотна «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне», «Резня», «Долина слез», «Среди родных развалин», «За что?».

Жизнь Амаяка Арцатбаняна трагически оборвалась 8 января 1920 года. Это был тот самый день, когда в Ростов и Нахичевань вошла Красная армия. Существует несколько версий его гибели. По официальной, он был убит, когда заступился за своего сына, которого хотели мобилизовать белогвардейцы. Подругой, был застрелен ворвавшимся в дом неизвестным. В книге С.М. Хачикян «Амаяк Арцатбанян» опубликован протокол, подписанный комендантом города Нахичевани и врачом Свято-Троицкого госпиталя, в котором, в частности, написано: «В ночь с 8 на 9 января нового стиля 1920 года, при отступлении Добровольческой армии, ворвавшимися в дом художника лицами в офицерской форме был убит несколькими выстрелами в грудь Амаяк Абрамович Арцатбанян, а также тяжело ранена его жена Вартуги».

Амаяк Арцатбанян погиб в расцвете творческих сил. Искусствоведы считают, что одним из лучших произведений художника является автопортрет, написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до гибели.

Картины Арцатбаняна хранятся в Ростовском областном музее краеведения, в Национальной картинной галерее Армении, в Музее литературы и искусства имени Чаренца (Ереван), в Ленинаканском краеведческом музее (ныне Гюмри).

Георгий БАГДЫКОВ