Итальянский каменотёс Ростова и Нахичевани

Помню, как еще в далёком уже детстве папа показывал мне надгробия на Армянском кладбище в Нахичевани, которые изготовил итальянский мастер-каменотёс Сильвестро Тонитто (Тонетти). Признаюсь, я был очарован работами этого человека. Вообще, я приходил, будучи ребёнком, на Армянское кладбище, как в музей под открытым небом. А как иначе можно было приходить сюда? В это особое место, где стоят ангелы (к несчастью, уже без голов и с отбитыми крыльями), где вы можете найти могильные плиты начала девятнадцатого века, увидеть дореволюционные ограды, почитать трогательные эпитафии. Правда, с таким же особым щемящим чувством я прихожу на это кладбище и сегодня. Дело в том, что на этом погосте покоятся мои родственники, в том числе и мой отец. Но здесь же нашли упокоение и многие известные общественные деятели Нахичевани и Ростова.

Как я уже писал, многим видным нахичеванцам Сильвестро Тонитто делал надгробные памятники. Но что мы знаем об этом человеке?

Известно, что Тонитто работал в Ростове и Нахичевани на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его по праву считали талантливым мастером-каменотёсом и резчиком по мрамору и граниту. Тонитто уважали и любили в нашем городе.

Считается, что Сильвестро родился в середине девятнадцатого века в Фриули, в Италии. Поскольку в те годы провинция, в которой он родился, переживала экономический кризис, то Тонитто отправился на заработки в далёкую Россию. Он работал в Екатеринославле, Севастополе, Пятигорске.

Как пишет краевед Вера Феоктистовна Волошинова в книге «Ростовские легендарные истории» («Донской издательский дом». 2019), Сильвестро Тонитто пригласили в Ростов для выполнения пьедестала памятника императору Александру II.

Вскоре талантливого мастера пригласили на работу и в Нахичевань-на-Дону. Он с радостью согласился. Именно Тонитто делал пьедестал памятника Екатерине II в Нахичевани. Делал он его по эскизам скульпторов-академиков М.А. и М.М. Чижовых. А также по эскизу архитектора Дурбаха изготовил гранитную колонну в Александровском саду Нахичевани-на-Дону (ныне это парк имени Вити Черевичкина). К счастью, эта колонна сохранилась до наших дней.

Проживая в Нахичевани, Тонитто выполнял частные заказы на изготовления надгробий. Как и сегодня, в те времена это было выгодным делом.

Затем мастер вновь перевел свою фирму в Ростов. И вот тут произошло событие, которое во многом изменило жизнь Тонитто. Эта удивительная история достаточно интересно и подробно описана в книге В.Ф. Волошиновой «Ростовские легендарные истории».

Так что же такого удивительного в этой истории? У Сильвестро Тонитто была большая семья. По семейному преданию, у мастера заболела восьмимесячная дочь, никто из врачей не мог её вылечить. В это время в Ростов приехал очень почитаемый православными верующими Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн был известен своими исцелениями тяжело больных людей, а также младенцев и детей. Ни сам Сильвестро, ни его жена не имели возможность встретиться с Иоанном Кронштадтским. Поэтому была послана горничная с письмом, в котором родители просили о помощи. Когда горничная пришла с письмом на ростовский вокзал, то увидела отца Иоанна, окруженного толпой верующий людей. Но отец Иоанн сейчас же выделил девушку из толпы. Он взял письмо, потом, сосредоточившись, сказал: «Иди домой, я помолюсь о ребенке».

Горничная вернулась домой. Каково же было удивление родителей и окружающих, когда на следующее утро доктор сообщил, что малышка выздоровела.

Я думаю, а точнее сказать, уверен, что Тонитто был крещен при рождении в Италии. Значит, он был католиком. Но будучи верующим человеком, христианином, он решил отблагодарить Всевышнего за спасение своего ребенка. И живя в православной стране, он принимает участие в строительстве храмов Русской православной церкви. Так, Тонитто принимал участие в возведении войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. Рядом на площади начали сооружение памятника Ермаку по эскизу скульптора В.А. Беклемишева. И вновь основание монумента делает фирма Тонитто.

Как я уже писал, фирма итальянца Сильвестро Тонитто принимала участие в возведении православных храмов у нас на Дону. Интересно, что мастер создавал творения в нововизантийском стиле.

Тонитто прожил в нашем городе почти четверть века. Он умер в 1919 году. Был похоронен на городском Всехсвятском кладбище.

Вот так выдающийся итальянский мастер сроднился с нашим донским краем и нашел упокоение в донской земле.

Кстати, больших денег за свои труды Сильвестро Тонитто так и не заработал. Он с семьей жил на съемных квартирах. И при этом Тонитто, как говорят, был почётным гражданином Ростова. Конечно, Сильвестро высоко ценили в нашем городе. Это факт.

После смерти мастера его семья покинула Россию, оставив в своих сердцах добрую память о России, о Ростове и Нахичевани.

И теперь, когда я бываю на Армянском кладбище и вижу надгробия, сделанные фирмой Тонитто, то мысленно благодарю итальянского мастера за его неоценимый вклад в историю, архитектуру и культуру нашего города. И еще, я думаю, что выдающиеся личности, такие как Тонитто, принадлежат всему миру, а не только своей нации. И в подтверждении правоты своих слов я рассказал о судьбе талантливого итальянского каменотёса Сильвестро Тонитто, принимавшего участие в строительстве православных храмов у нас на Дону.

Георгий БАГДЫКОВ