Об упокоении души великого писателя молились в армянских церквях Санкт-Петербурга и Нахичевани


В ноябре 2018 года исполнится 108 лет, как из своего дома тайно ушел Лев Николаевич Толстой путешествовать по свету в поисках истины. Он оставил на письменном столе раскрытый том Достоевского «Братья Карамазовы» и прощальное письмо, адресованное жене.

В дороге писателю было суждено умереть. Толстой  тогда отправился искать высшую правду, которую он  отчаялся найти у себя дома. Мне искренне хочется верить, что он на том свете эту истину нашел.

И Господь все-таки упокоил душу великого писателя. Ведь вокруг писателя Льва Николаевича Толстого тогда кипели нешуточные страсти. Как известно, за свои крамольные мысли он был отлучен от Православной Церкви. Но Толстой не отказался от своего пути, от своих поисков истины. По-моему, в нашей отечественной истории подобного случая не было. Мне не припомнится, чтобы ещё кого-то из великих писателей отлучали от Православной Церкви.

Но надо отметить, что русская интеллигенция любила Толстого, особенно с симпатией к Толстому относились русские либералы и демократы. Но не только они любили Толстого. Нахичеванская интеллигенция также уважала великого писателя Льва Николаевича Толстого. После его смерти Нахичеванская Дума принимает решение переименовать Полицейскую площадь в площадь Толстого. Это название площадь носит до сих пор.

В 1901 году Синод Русской Православной Церкви приходит к мысли о публичном осуждении Толстого и об объявлении его находящемся вне Церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний (Вадковский). Вопрос решался на самом высоком уровне с участием царя Николая II.

Император Александр III в свое время отказался одобрять отлучения Толстого от Церкви. Он сказал так: «Я не хочу надевать на него мученический венец». Его сын Николай II предупреждению отца не внял, он прислушался к мнению Синода Русской Православной Церкви.  Вопрос, связанный с отлучением Толстого от Русской Православной Церкви расколол и царскую семью, и российское общество.

Правда в решение Синода было оговорено, что Толстой сможет вернуться в  Православную Церковь, если покаится. Но Толстой каиться не стал, от своих взглядов не отказался. Его религиозные взгляды до сих пор вызывают в обществе неоднозначную оценку.

Повторю еще раз, в российском обществе в те годы авторитет писателя Толстого был огромен. Вот что писал  свидетель тех событий литератор Алексей Суворин: «Два царя у нас – Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Попробуй, кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост».

У писателя были и есть последователи, их так и называют толстовцами. В конце февраля 2001 года правнук писателя Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть синодальное определение.

В ответ на письмо в Московском Патриархате заявили, что решение об отлучении Льва Толстого от Церкви вынесено более 100 лет назад. И пересмотреть его невозможно. Так как это было бы неправильно в виду отсутствия человека, на которого распространялось действие церковного суда.

Но мало кто знает, что панихиды по Толстому прошли в армянских церквях Санкт-Петербурга и  Нахичевани. Вот что об этом писал начальник Петербургского охранного отделения полковник фон Коттен министру внутренних дел Российской империи: «В дополнение к донесениям от 8 сего ноября докладываю Вашему Высокопревосходительству 9 сего ноября  о волнениях учащейся молодёжи по случаю дня погребения умершего Л.Н.Толстого. В 12 часов была отслужена в Армянской церкви панихида по покойному Л.Толстому, на которой присутствовало около 200 человек молящихся, преимущественно армян и незначительная часть учащейся молодёжи. По окончании панихиды молящиеся разошлись, но через несколько минут в церковь начали прибывать студенты и курсистки.

Оказалось, что на входных дверях университета и Высших женских курсов были вывешены объявления, что панихида по Л.Н.Толстому состоится 9 ноября в час по полудню в вышеозначенной церкви. Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь уже не могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на паперти и во дворе при Армянской церкви. По окончании панихиды все находившиеся на паперти и на церковном дворе пропели «Вечная память…».

Как я уже писал, в армянском храме Санкт-Петербурга и в Нахичевани священники и прихожане молились об упокоении души Толстого. Но это не значит, что священнослужители Армянской Апостольской Церкви разделяли религиозные взгляды писателя. Философское и религиозное учение Толстого противоречит и идет в разрез с учением Церкви, в том числе и Армянской. Но великого писателя искренне любили. Люди желали молиться за упокоение его души.

Из представителей нахичеванской интеллигенции была сформирована большая делегация на похороны великого писателя.

Думаю, что об этом историческом факте будет интересно  узнать нынешнем читателям Льва Николаевича Толстого. Всё-таки об упокоении души великого писателя молились в армянских церквях. Надеюсь, что душа писателя обрела покой. Во всяком случае, вклад Толстого в отечественную и мировую литературу огромен. И это прекрасно понимали в Нахичевани. Поэтому имя писателя и было увековечено в этом городе. Площадь Толстого-одна из центральных площадей Нахичевани. На этой площади сейчас располагается консульство Республики Армения, а также армянская церковь СурбАрутюн.  В Нахичевани по-прежнему любят великого писателя, несмотря ни  на что.

Георгий  БАГДЫКОВ.