Картина Акима Ованесова «Из века в век»

В день памяти геноцида армян, 24 апреля 2020 года, в Музее русско-армянской дружбы состоялась необычная онлайн экскурсия, рассказывающая о жизни и творчестве нахичеванского художника Акима Карповича Ованесова и его картине «Из века в век». Провел эту интересную и познавательную экскурсию старший научный сотрудник музея Сергей Сергеевич Козлов.

В 1915 году художник Аким Карпович Ованесов, уроженец города Нахичевани-на-Дону, потрясенный трагическими событиями 1915 года в Османской империи, геноцидом армян, создает картину «Из века в век». Эскиз к этой картине сохранился до наших дней. Он был передан 24 января 1971 года Ильей Павловичем Тащияном Ростовскому музею краеведения вместе с другими картинами Ованесова.

Благодаря содействию Нахичеванской-на-Дону армянской общины, лично председателю общины А.А. Сурмаляну, картина была передана для реставрации в Национальную картинную галерею Армении. Отреставрированный раритет был восстановлен, и картина была выставлена в Национальной галерее Армении в День памяти жертв геноцида армян 1915 года в Османской империи — 24 апреля. В настоящее время работа известного нахичеванского художника А.К. Ованесова возвращена в Ростов. Картина выставлена для экспонирования в Музее русско-армянской дружбы.

Я помню, как на презентации картины в Музее русско-армянской дружбы выступил с интересным и познавательным докладом заслуженного работника культуры России Валерий Васильевич Рязанов. Он рассказал об истории создания картины «Из века в век». Картина в яркой экспрессивной форме выражает гневный протест художника к насилию и жестокости и порабощению человека. Впервые это произведение было выставлено в 1916 году на выставке Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств. Эта картина тогда произвела неизгладимое впечатление на всех, кто ее видел. Об этом свидетельствуют рецензии, опубликованные в ростовских газетах того времени.

По мнению искусствоведа Валерия Васильевича Рязанова лучшей картиной Ованесова можно назвать «Мать». Она была написана художником в 1917 году. Эта картина олицетворяла собой протест художника, связанный с бесчеловечным уничтожением армян в Турции. Что может ещё более сильно передать всю глубину трагедии, чем образ матери, спасающей своего ребенка от неминуемой смерти? Выдающийся художник Мартирос Сарьян также считал эту работу Ованесова лучшим его произведением.

Хотелось бы более подробно читателям рассказать об Ованесове.

Он родился в 1883 году. Детские годы и юность он провёл в Нахичевани, учился в нахичеванской духовной семинарии, затем в Реальном училище. На талантливого юношу обратил внимание учитель рисования Фрикке и посоветовал Ованесову получить художественное образование. Ованесов поступает в Пензенское художественное училище. Кстати, многие известные ростовские и нахичеванские художники закончили именно Пензенское художественное училище.

Будучи женатым, Аким Карпович вместе с супругой возвращается в родную Нахичевань. Он преподаёт в церковно-приходских школах. Зарабатывает также на жизнь частными уроками, пишет иконы в мастерской художника Черепахина. Затем Ованесов преподаёт в женской Гогоевской гимназии и на вечерних занятиях Ростовского художественного училища, куда его пригласило работать Ростово-Нахичеванское Общество изящных искусств.

Ованесов за свою жизнь написал немало известных картин. Эта «Казачки Дона», «Арест Налбандяна», «Иван да Марья», «Шабаш ведьм», «Симфония», «Девушка с книгой», «Взятие Ростовского вокзала».

В 1921 году в Нахичевани в доме бывшего фабриканта и предпринимателя Искидарова (угол 23-й линии и пл. Свободы, ныне музей русско-армянской дружбы) было открыто художественное училище имени Врубеля. Заведующая школой была Магдалина Сергеевна Шагинян, родная сестра Мариэтты Шагинян, известной советской писательницы. Кстати, эта была первая художественная советская школа! И преподавали там известные художники и скульпторы, такие как А.К. Ованесов, М.С. Сарьян, Н.Е. Лансере, С.М. Алхутов. К сожалению, школа просуществовала недолго.

В 1930 году ростовские художники объединились в организацию, которая называлась Азчерхудожник. В эту организацию входил и Аким Карпович Ованесов. В эти годы художников направляли в творческие командировки. Именно тогда Ованесов написал большое полотно «Колхозницы» («Казачки Дона»). В период становления советского искусства А.К. Ованесов принимает активное участие в художественной жизни города. Он становится первым Председателем Ростовского отделения Союза советских художников, преподавал в студии Дворца пионеров. Одна из самых известных картин Акима Ованесова – это «Взятие Ростовского вокзала». Герой этой композиции – командир батальона Гукас Мадоян.

Ованесов несколько лет работал над картиной «Арест Налбандяна». Было написано 4 варианта. М.Л. Налбандян – известный армянский писатель, общественный деятель, демократ, соратник Герцена и Огарёва. По семейному преданию Ованесовых, отец Акима — Карп Макарович — дирижировал оркестром на похоронах Микаэла Налбандяна.

О картине «Арест Налбандяна» мне хотелось бы рассказать подробнее. Дело в том, что Ованесов был дружен с моим отцом. И мой папа, будучи молодым врачом, позировал Акиму Карповичу. То есть Налбандяна Ованесов рисовал с моего отца. Мало кто знает, что известного ростовского скульптора, к сожалению, ныне покойного, Давида Рубеновича Бегалова на творческий путь вдохновил именно Ованесов. Маленький Давид Бегалов часто приходил в мастерскую к Ованесову, что-то лепил. И мой отец был свидетелем того как Аким Карпович Ованесов высказывался о юном Бегалове: «У этого ребёнка есть талант, который непременно надо развивать». Интересно, что когда Ованесов писал картину «Арест М. Налбандяна», он был внимателен к каждой детали картины. Например, стол Ованесов накрыл скатертью ещё моей прапрабабушки! Ковёр на полу, который изображён на картине, был взят из нашего дома. Книжный шкаф и диван, которые нарисованы на картине, тоже времён Налбандяна! Даже жандармов он пригласил позировать настоящих. Да-да. Это были ещё живые пожилые жандармы царского времени, которых лично знал Ованесов.

У нас дома бережно хранится портрет моего отца, который нарисовал Ованесов. Мой папа до сих пор с восторгом вспоминает о тех днях общения с Акимом Карповичем. Ованесов был дружен с Сарьяном. Когда Сарьян бывал в Ростове, то обязательно гостил у Акима Карповича в доме. Мой отец неоднократно общался с Сарьяном, в том числе, когда бывал в Ереване. Мой дядя, известный армянский поэт Людвиг Дурян, был также дружен с Сарьяном. И они неоднократно с моим отцом встречались с Мартиросом Сереевичем у него дома.

Интересно, что, даже живя в Армении, он любил говорить на нахичеванском армянском диалекте. Всегда передавал приветы Ованесову, которого высоко ценил. Сарьян многое сделал для того, чтобы спасти ростовский монастырь Сурб Хач от разрушения. Он также хотел, чтобы Пролетарскому району города Ростова-на-Дону вернули его историческое имя. Чтобы, как и прежде, этот район называли Нахичеванью. К сожалению, никто из представителей армянской интеллигенции не смог этого добиться.

Сарьян высоко ценил Ованесова ещё и потому, что всё его творчество было неразрывно связано с Ростовом-на-Дону, Нахичеванью и донским краем. В творчестве Ованесова русская реалистическая традиция переплелась с красотою, декоративностью армянского искусства.

Особо хочется отметить, что Ованесов был замечательным семьянином. Он очень любил свою супругу Сусанну Арсентьеву. И их любовь была взаимна. Вскоре после смерти Ованесова не стало и Сусанны. Предчувствуя свой уход, она попросила, чтобы после кончины на её тело вылили остатки её любимых французских духов. Ведь духами этой фирмы она душилась на свадьбу с Акимом! Вот такая была сильная любовь между этими людьми.

Несколько лет назад Нахичеванская-на-Дону армянская община при личном участии известного ростовского предпринимателя Р.Л. Геворкяна установила на Армянском кладбище в Ростове памятник Ованесову Акиму Карповичу. Этот человек заслужил доброй памяти и уважения своих потомков.

Хотелось бы выразить благодарность Музею русско-армянской дружбы и лично старшему научному сотруднику Сергею Сергеевичу Козлову за прекрасную онлайн экскурсию. Такие экскурсии сегодня очень важны.

Георгий БАГДЫКОВ