В серии «Жизнь замечательных нахичеванцев» вышла в свет книга «Давид Бегалов. Потрясенный», рассказывающая о жизни и творчестве известного донского скульптора Давида Рубеновича Бегалова (1951−2013). Книга издана в рамках культурной программы Нахичеванской-на-Дону армянской общины.
И это здорово. Ведь Давид Рубенович был коренным нахичеванцем, приверженцем духовных ценностей и традиций донских армян, но при этом органично сливался в своем творчестве с современной жизнью. Вообще, он любил жизнь. На мой взгляд, это важно отметить.
Книга написана очень трогательно, с большой любовью. За это огромное спасибо ответственному редактору всей серии «Жизнь замечательных нахичеванцев» Нонне Владимировне Мирзабековой. Получился замечательный рассказ не только о судьбе и творчестве выдающегося скульптора, но благодаря воспоминаниям друзей, близких, родных, коллег, супруги и сыновей перед читателями открывается удивительно красивый и обаятельный портрет Мастера и Человека.
В этой связи не могу не поделиться своими воспоминаниями о Давиде Рубеновиче Бегалове, с которым мне посчастливилось творчески общаться в течение многих лет.
У меня есть фотография, которая мне очень дорога. На ней я запечатлен с Бегаловым возле макета памятника Екатерине Великой в его мастерской.
Это был, кажется, 2006 год. По просьбе Нахичеванской-на-Дону армянской общины Давид Рубенович Бегалов изготовил макет скульптуры Екатерины Великой. Этот памятник должен был появиться в центре Нахичевани вместо памятника Карлу Марксу. Памятник основателю марксистского учения должны были перенести в другое не менее достойное место. Давид Рубенович пригласил в свою мастерскую ростовских журналистов, в том числе и автора этих строк.
Я пришел в гости к Бегалову со своим товарищем, журналистом «Вечернего Ростова» Владимиром Ягозинским. После окончания торжественного мероприятия Бегалов попросил Володю: «Сфотографируйте нас с Георгием. Я хочу, чтобы у меня и у него эта фотография осталась на память. Ведь он так много писал в «Вечернем Ростове» о необходимости восстановить памятник Екатерине Великой в Нахичевани. В том, что памятник императрице появится в нашем городе, есть и его заслуга».
Помню, как Давид Рубенович сказал мне: «Когда-нибудь мы с тобой будем гордиться тем, что стояли у истоков воссоздания не только памятника Екатерине Великой, но и всей Екатерининской площади. То есть мы с тобой возрождаем старую Нахичевань. Благое дело. Ведь это наша история, наши корни».
К сожалению, памятник Екатерине Великой так и не появился в центре Нахичевани. Не возродилась старая Нахичевань. Не появился на карте Ростова и Нахичеванский район. Как об этом мечтал Давид Рубенович Бегалов!
А ведь Давид Рубенович полностью воссоздал не только памятник Екатерине II. Он внимательно изучил все архивные документы и материалы, связанные как с самим памятником, так и с Екатерининской площадью. И были планы о воссоздании всей площади в ее первоначальном историческом облике.
Теперь понимаю, какой я счастливый, потому как имел возможность общаться с замечательным мастером и человеком, не раз бывал у него в гостях и в его мастерской. У Бегалова были интересные творческие планы. Как жаль, что не все они осуществились.
И все-таки Давид Рубенович сделал немало. Его скульптуры украшают наш любимый город Ростов и донской край. Наиболее известные работы Бегалова в Нахичевани − это памятники архиепископу Иосифу Аргутинскому, основателю Нахичевани, а также олимпийскому чемпиону Вартересу Самургашеву.
В этой связи скажу, что Бегалов создал памятники, которые являются сегодня символами Нахичевани.
А ведь он еще автор памятников, которые украшают Таганрог и также, безусловно, стали его символами. Думаю, никто не станет спорить, что возле бегаловской Фаины Раневской в Таганроге фотографируются тысячи туристов, как и с его «Человеком в футляре» и «Ангелом-хранителем» на набережной.
Особо мне дорог памятник одному из основателей Нахичевани, архиепископу Иосифу Аргутинскому, который Давид Рубенович изготовил в 1999 году и который теперь украшает центр Нахичевани.
Напомню, что в 1999 году отмечали 220-летие со дня основания города Нор Нахичевана (впоследствии ставшего Нахичеванью-на-Дону). И в честь этого события был установлен памятник основателю города Иосифу Аргутинскому.
Тогда с инициативой установить этот памятник выступил мой отец, заслуженный врач России, краевед Минас Георгиевич Багдыков. Его инициативу горячо поддержал известный ростовский писатель, историк и краевед В.С. Сидоров. Эта идея была также поддержана Нахичеванской-на-Дону армянской общиной. Установку памятника оплатил известный ростовский предприниматель Эдуард Вараздатович Вартанян. И памятник Иосифу Аргутинскому был установлен возле здания бывшего Нахичеванского театра (ТЮЗа, ныне Академического молодежного театра) на площади Свободы.
На мой взгляд, Бегалов интересно и удачно расположил памятник Аргутинскому − он как бы смотрит на здание бывшего магистрата Нахичевани и на одну из центральных площадей. И это очень символично. Символично потому, что где-то здесь, в центре Нахичевани, в 1779 году и был зачитан Указ императрицы Екатерины Великой об основании армянских поселений на Дону и города Нор Нахичевана.
Да и сам образ Аргутинского, с моей точки зрения, собирательный. В нем отразились черты армянского священника, духовного лидера, наставника, учителя, руководителя. Что тоже, считаю, важно.
Давид Рубенович Бегалов в судьбе Нахичевани сыграл огромную роль. Известный скульптор, академик Российской академии художеств, профессор Сергей Николаевич Олешня, который также является создателем скульптурных символов Ростова, в своих воспоминаниях пишет о том, как работал совместно с Бегаловым: «Первой нашей совместной работой был проект реставрации Александровской колонны, размещенной в парке имени Вити Черевичкина… После событий 1991 года было решено отреставрировать эту знаменательную колонну. Мы с Давидом Бегаловым достойно справились с этой задачей».
А еще Давид Рубенович Бегалов совместно с Сергеем Николаевичем Олешней и архитектором Л. Лобаком создали декоративные рельефы в интерьере Ростовского государственного музыкального театра.
Мне думается, что о творчестве выдающегося скульптора Давида Рубеновича Бегалова можно вспоминать и говорить бесконечно долго. Но особо меня радует то, что Давид Рубенович нашел свое продолжение в замечательных детях и внуках. В книге «Давид Бегалов. Потрясенный» Рубен, сын Давида Рубеновича, написал: «Радует, что теперь в рисунках моего старшего сына − Давида-младшего и скульптурах младшего − Эмиля я замечаю почерк своего папы».
Это точно. По крайней мере, когда я увидел скульптурные работы маленького Эмиля, то даже вздрогнул. Словно его дедушка находился где-то рядом и вдохновлял ребенка.
Доцент, руководитель дизайн-студии «Гранкина А.В.» Алла Гранкина свои воспоминания о друге назвала «Вселенная по имени Давид Бегалов».
Он действительно был Вселенной − доброй, искрометной, неугомонной, бесконечно расширяющейся в своем творчестве.
Подумать только, в маленькой Нахичевани когда-то родился человек, который своим творчеством прославил наш город на весь мир. Человек всемирного масштаба. По-другому и не скажешь.
Редактор книги «Давид Бегалов. Потрясенный» Нонна Владимировна Мирзабекова вспоминала, что, когда не стало Давида Рубеновича, через несколько дней после сороковин, в канун Нового года, в его доме собрался ближний круг друзей, пришедших поддержать мать и жену. Заговорили о неизлечимой болезни, коварно унесшей любимого Давида. Мама же Давида Рубеновича, Анна Власовна, не очень активно принимала участие в том разговоре. Но потом с невыносимой печалью в голосе произнесла: «Додик ушел потрясенный».
Вот именно потому Нонна Владимировна с семьей Бегаловых и решили так назвать книгу − «Давид Бегалов. Потрясенный».
По воспоминаниям супруги Давида Рубеновича Светланы Игоревны Бегаловой, он был веселым и остроумным человеком, но в душе его, как у многих творческих людей и комических актеров, жила глубокая печаль. Многого не досказал, многое не успел. От многого происходящего в жизни и с людьми был потрясенный.
И все-таки, несмотря на все невзгоды и испытания, судьба подарила Бегалову счастливую возможность творить и иметь любимую семью. Это главное. И что немаловажно − он смог реализовать себя как Мастер. И теперь многие потрясены его творчеством.
А то, что не все сложилось… Я обратил внимание, что в этой жизни никогда и почти ни у кого не складывается так, как хотелось бы. Возможно, это нужно для какого-то стимула, для стимула к жизни и творчеству и для того, чтобы дело Бегалова продолжили его ученики.
Помните, как у Маяковского?
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают −
значит − это кому-нибудь нужно?
Значит − кто-то хочет, чтобы они были?
Я убежден, что звезда по имени Давид Бегалов будет еще долго ярко светить на небосводе, освещая путь многим ценящим творчество людям.
Георгий БАГДЫКОВ