Нахичеванские мандолины

Так уж получилось, что почти в каждой нахичеванской семье была мандолина. Этот музыкальный инструмент когда-то очень любили донские армяне.

Сегодня от былой популярности, к сожалению, не осталось и следа. Но я помню, как нахичеванские старики играли на мандолине армянские народные мелодии. Это было незабываемо.

Именно тогда я впервые ощутил, что итальянцы и армяне чем-то очень похожи — прежде всего своей музыкальностью и эмоциональностью.

Напомню, что мандолина — это итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент с четырьмя двойными струнами. Играют на ней специальным медиатором. Звучание инструмента непередаваемое.

Иногда мне кажется, что, когда играет мандолина, в ней звучит итальянская душа и… как оказалось, армянская.

Вообще, мне посчастливилось жить в музыкальной семье. Это правда. Папа, Минас Георгиевич Багдыков, был известным хирургом, заслуженным врачом России, учёным, публицистом, краеведом, но при этом хорошо играл на скрипке и пианино. Мама, Галина Николаевна (Нагапетовна) Багдыкова, всю свою жизнь посвятила музыке и скрипке. Она долгие годы работала преподавателем в музыкальной школе имени М. Ф. Гнесина и не одно десятилетие заведовала в этой же школе струнным отделением.

Помню, как мамина мама, бабушка Надя (Арекназан), которая была врачом-терапевтом, любила по вечерам играть на мандолине. Как я уже писал, почти в каждом доме в Нахичевани была мандолина. И на этом итальянском инструменте исполняли разные песни, конечно же, и армянские.

Моя бабушка Надя так чувственно играла на мандолине и пела известную армянскую песню «Ов, сирун, сирун», что эта музыка и её голос до сих пор звучат в моих ушах. Эту песню можно перевести на русский как «О, красавица, красавица». И, конечно же, в ней поётся о любви.

Знаете, именно когда играла моя бабушка Надя, я ощущал, что музыка может быть молитвой. Серьёзно. До сих пор помню, как проникновенно и душевно она играла и пела на армянском.

В квартире, где жили родители в Нахичевани, до сих пор хранится наша старенькая фамильная мандолина. Мы с братом Тиграном решили её обязательно сохранить. Она, к сожалению, нуждается в реставрации: играть сейчас на ней невозможно, да и некому. Но для нас этот музыкальный инструмент дорог.

Почему же мандолина была когда-то так любима донскими армянами? С этим вопросом я как-то обратился к заслуженному деятелю искусств России, профессору, известному в Ростове музыканту Крикору Дзероновичу Хурдаяну.

По мнению Крикора Дзероновича, мандолина полюбилась армянам не просто так. Дело в том, что предки донских армян жили в Крыму не одно столетие. Они жили рядом с итальянцами, тесно общались с ними, как и с крымскими татарами. И, конечно, происходило взаимопроникновение культур, в том числе и музыкальных. Возможно, именно так мандолина попала к донским армянам.

Но в любом случае мне очень жаль, что сегодня в Нахичевани почти уже никто не играет на этом замечательном музыкальном инструменте.

Георгий БАГДЫКОВ