«Из хладной тьмы небытия…»

Работы талантливого крымско-нахичеванского художника Арменака Анопьяна ростовчане могут увидеть на выставке «Из хладной тьмы небытия…», открывшейся в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Несомненно, Арменак Оноприосович Анопьян был ярким и многогранно талантливым человеком. Надо сказать, что Нахичеванская-на-Дону армянская колония подарила миру многих замечательных художников, писателей, поэтов, публицистов. Среди них особо следует отметить творческую династию Анопьян.

Дело в том, что отец Арменака Анопьяна Оноприос был не только талантливым поэтом, но и известным переводчиком. Он, в частности, переводил Лермонтова на армянский язык. Сам же Арменак Оноприосович был учеником крымского художника Николая Самокиша.

Известно, что дебют Арменака Анопьяна как художника состоялся в 1929 году на «Выставке картин современных крымских художников» в Симферополе. В этом же году он становится членом Союза работников искусств. Арменак Оноприосович преподает живопись в симферопольских школах. Затем работает в Москве.

В конце 1933 года в связи с болезнью отца Арменак Оноприосович возвращается в Крым. Можно сказать, что с 1938 года у Арменака Анопьяна начинается темная полоса в жизни. Его арестовывают, два года он находится под следствием, затем художника оправдывают. Но на этом трудности в судьбе Арменака Оноприосовича не закончились. В 1944 году по распоряжению Сталина и при участии Берии из Крыма были выселены татары, греки, болгары и армяне. Был выселен с полуострова и Арменак Анопьян.

Художник вместе с семьей был выслан в Сибирь. Ему пытался помочь его выдающийся земляк Мартирос Сергеевич Сарьян. Однако безуспешно.

Тяжелая ссылка была прервана лишь в 1956 году. Это было связано с амнистией. Но художнику было запрещено возвращаться в Крым.

В этой связи мне хочется сказать, что мы все знаем о печальной судьбе крымских татар. И совершенно справедливо этот народ считается пострадавшим. Но почему-то забываем, что вместе с татарами с Крымского полуострова в 1944 году были высланы армяне, греки, болгары и другие представители коренных народов Крыма. И ведь этим людям, как и татарам, запрещалось даже после амнистии возвращаться на полуостров. Вы только вдумайтесь: их вина заключалась лишь в национальной принадлежности! И это происходило в стране, которая провозглашала своей национальной политикой интернационализм, а целые народы при этом становились виноватыми лишь в том, что кто-то из их среды служил фашистам. А что, у других народов не было полицаев или коллаборационистов? Конечно, все это очень несправедливо.

Все эти невзгоды и испытания подорвали здоровье Арменака Анопьяна. После возвращения в Ростов-на-Дону, в родную Нахичевань, он почти ничего не пишет. Последняя работа художника − это портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова, написанный с фотографии по настоятельной просьбе его супруги. Работа была предназначена племяннику, выпускнику института имени Гнесиных Сергею Зубковскому. На мой взгляд, портрет получился потрясающий.

На выставке «Из хладной тьмы небытия…»представлены многие работы яркого и самобытного крымско-нахичеванского художника Арменака Анопьяна, его личные документы, вещи, книги с автографами и письма.

Мне же хочется высказать слова благодарности Ростовскому областному музею изобразительных искусств за организацию этой прекрасной экспозиции, а также семье художника за то, что они так бережно относятся к его памяти. Поверьте, это очень важно для нас и для будущих поколений.

Георгий БАГДЫКОВ