В Ростовской филармонии с успехом прошел концерт группы «VAN folkband»

В Малом зале Ростовской государственной областной филармонии с успехом прошел концерт группы «VAN folkband».«VAN folkband» — это единственный в России профессиональный коллектив, исполняющий музыку на старинных инструментах Ближнего Востока и Малой Азии. В репертуар группы входит огромный пласт аутентичной музыки Греции, Армении, Турции, Балкан и других стран. Несмотря на то, что коллектив создан совсем недавно, он уже сумел заинтересовать слушателя своим необычным, самобытным звучанием, непривычным уху российского слушателя. Музыканты играют на инструментах, которые существовали в эпоху Александра Македонского! Эта музыка Вечности. Когда я первый раз услышал группу, то словно на машине времени перенеслись в античный мир, в Древнюю Армению и Римскую империю. Незабываемые впечатления и непередаваемые ощущения.

Группа была создана год назад. Но уже полюбилась ростовским слушателям и ценителям этнической музыки. Почему музыканты решили назвать свою группу «VAN folkband»?

Попытаюсь объяснить. VAN — это озеро, которое располагалось на территории Древней Армении (ныне это территория современной Турции).Слово «fоlk» можно перевести как «народный» или «этнический», а «band» означает «группа».

Хотелось бы подробнее рассказать и о старинных инструментах, на которых играют музыканты.

Дудук – старинных армянский музыкальный инструмент. О нем упоминал ещё армянский историк V века Мовсес Хоренаци. Этот инструмент уникален. Дело в том, что армянский дудук делается из абрикосового дерева из-за его характерной способности резонировать. Дудук отличается мягким звучанием, у каждого инструмента неповторимое звучание. С моей точки зрения в звуках дудука отражается армянская душа и многострадальная судьба этого народа.

Уд — струнный щипковый инструмент. Этот инструмент распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, в Закавказье, особенно в Армении, Азербайджане, Иране и Турции. Уд является предшественником европейской лютни и гитары. Считается, что уд был завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании.

Кстати, организатор и художественный руководитель группы «VAN folkband». Григорий Хурдаян играет на старинном уде.

Тар (от персидского слова «струна», «нить») — струнный щипковый музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно. Историки считают, что этот инструмент появился предположительно на территории Персидской империи.Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока.

В Армении изображение тара встречается на барельефах древних могильных памятников, где инструмент изображен в руках исполнителей. Кроме этого изображения тара присутствуют в армянской миниатюре, начиная с XIII века.

Дхол — армянский ударный музыкальный инструмент или кавказский барабан. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Копал (барабан). В зависимости от местности происхождения, копал может иметь различные формы и размеры. Некоторые копалы могут быть от 30 до 40 см длиной и 1.5 см в диаметре. Несмотря на форму и размер копала, их способ применения является одинаковым.

Скри́пка (итал. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Многие думают, что скрипка – это европейский инструмент. Но это не совсем так. Предшественниками скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, кеманча (струнный восточный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой),испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino.

Контраба́с (итал. contrabbasso или basso) — крупный по размерам (около двух метров в высоту) и низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. По данным Википедии, контрабас впервые упомянут в 1566 году.

Как мы видим, инструменты не имеют национальностей. А культуры разных народов тесно переплетены, взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Группа «VAN folkband» играла музыкальные произведения Хачатуряна, Комитаса, Саят Новы.

Саят Нова (1712—1795) — выдающийся армянский поэт, мастер любовной лирики. Поэт писал стихи на нескольких языках, в том числе, на армянском, грузинском, турецком. Все кавказские народы считают его своим композитором. Я бы сказал, что Саят Нова – Пушкин Закавказья. Он не только великий мастер любовной лирики, его творчество можно назвать таинственным, загадочным и даже мистическим. Как и творчество группы «VAN folkband».

Арам Ильич Хачатурян – выдающийся армянский композитор двадцатого века, музыка которого и национальна и интернациональна одновременно. Арам Ильич — автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944).

Особенно мне запомнилось, как группа «VAN folkband» исполняла «Колыбельную» Арама Хачатуряна, а на сцене читала стихи замечательная актриса Валерия Василенко из театра «Человек в кубе».

Как я уже писал, группа «VAN folkband» играла музыкальные произведения великого армянского композитора Комитаса.

О Комитаса Католикос всех армян Вазген I сказал: «Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное „я“. Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда».

Судьба Комитаса была трагической. В Османской империи в апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов Комитас был арестован, сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем жестокого уничтожения армян и других христиан, в том числе греком, ассирийцев. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Душевное здоровье Комитаса было подорвано. Композитора смогли вывезти во Францию, где он под Парижем в лечебнице прожил почти 20 лет.

Концерт группы «VAN folkband» прошел с большим успехом, он получился ярким, зрелищным, незабываемым. Хотелось бы поблагодарить спонсора группы «VAN folkband» Аркадия Татевосовича Чопуряна. Благодаря таким людям, как Аркадий Татевосович, у нас на Дону и развивается музыкальная культура.

Слова благодарности хотелось бы выразить и руководству Ростовской государственной областной филармонии. Наша филармония давно уже стала культурным центром, в котором с удовольствием собираются ростовские меломаны.

Много добрых слов в адрес группы «VAN folkband» на концерте сказал исполнительный директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергей Михайлович Саядов. Нахичеванская-на-Дону армянская община известна в городе своей просветительской, издательской, концертной деятельностью. Вот и концерт группы «VAN folkband» был с радостью поддержан армянской общиной.

Поздравить группу с большим сольным концертом пришли также вокальный ансамбль «Нахичевань», танцевальный коллектив «Звартноц».

Мне же хотелось бы поблагодарить всех музыкантов группы «VAN folkband» за прекрасное выступление, за ту радость музыкального общения, которую они подарили своим слушателям.

Хочется назвать этих талантливых ребят поименно. Дудук – Сурен Григорян, скрипка – Сюзанна Барсегян, копал — Артур Мирзоян, дхол, барабанная установка – Вячеслав Давидян, тар — Артур Беджанян, уд – Григорий Хурдаян, контрабас – Полина Белан, вокал – Мариэтта Базинян.

Хотелось бы также выразить надежду, что концерты группы «VAN folkband» станут в Ростове регулярными.

Георгий БАГДЫКОВ