Звезда Минаса Багдыкова

Этот черно-белый снимок, сделанный за два года до войны, так и хочется назвать пророческим. Запечатленный на нем пятилетний малыш, в классической матроске, с лошадкой на колесиках, не столько умиляет, сколько приковывает к себе взор и поражает недетской серьезностью взгляда, сосредоточенностью лица, уверенной статью и волевым жестом, которым удерживает деревянного скакуна. Да и изображен он не на фоне качелей или садовой клумбы: за спиной у него массивная резная дверь старинного особняка, где в теплом нахичеванском гнезде бабушки и дедушки протекало детство Минаса Багдыкова. И каждая деталь фотографии словно предрекает его будущее: быть ему смелым и устремленным к Цели, ощущать себя Добрым Воином — хранителем и защитником Дома, Традиций его и Устоев, восседать на Белом коне профессиональной славы. И все, о чем мечтал он в юности, сбылось и воплотилось.

С юных лет помышляя о медицине, следуя примеру замечательной своей тетушки, Софьи Минасовны, стал он не просто врачом – новатором, экспериментатором в сложнейшей области – хирургии, изобретая новый инструментарий, впервые применяя эндоскопические методы. Словом, не только лечил больных – прокладывал путь как Первопроходец, как истинный Рыцарь. И Даму Прекрасную ниспослала ему судьба – в образе юной скрипачки, нежной, застенчивой. И встреча их первая свершилась под сенью Храма чудесного, под звуки небесные – в филармонии. Но когда впервые Он приблизился к Ней, засмущалась Она, не открыла имени. Да только дороги их протянулись навстречу друг другу.

Галочка Явруян, выполнив завет отца, помышлявшего о музыкальной карьере дочери, вышла из медицинской семьи: отец и погиб в 43-м, в концлагере, исполняя священный долг военного врача, а к матери ее, исцелявшей и делом, и словом, до последних дней не зарастала тропа народная. Но и молодой доктор Багдыков не мыслил себя без музыки, которая в его семье звучала всегда: он играл и на рояле, и даже на скрипке. Это уж после выяснилось, что и Минас и Галина учились в детской музыкальной школе имени М.Ф. Гнесина у одного педагога –легендарного Федора Готьяна, который слыл не только скрипачом, но и композитором, а в душе был еще и поэтом. И уроки свои вел необычно, мог с порога спросить любимую ученицу: «А заметила ли ты, Галя, какой сиреневый куст распустился за школьным окном?»

Да ведь с сирени все и начиналось в семейной жизни Багдыковых: на первое же свидание, посреди зимы (!), белоснежную кисть преподнес влюбленный юноша будущей невесте. Но что значили для них два года разлуки, если расстояние между Ростовом и Саратовом, где в то время обучалась Галина в консерватории, преодолевалось вмиг: к каждому празднику получала она от Минаса букеты. А однажды, ступив на консерваторскую лестницу, на каждом пролете обнаружила по цветочному горшочку – вот такие душистые послания направлял ей Минечка. Да и что стоило ему позаботиться о доставке: так он ощущал себя ближе к ней!

Не расставаясь с музыкой и не оставляя скрипки, начинающий врач днем трудился в Первой городской новочеркасской больнице, а вечером играл в кинотеатре – в оркестре! Правда, блюстители профессиональной морали устранили этот «конфуз»: дескать, не пристало ему, доктору, народ веселить. Видно,невдомек было им, что и государственным деятелям – русскому царю, например, и гениальным ученым, Эйнштейну, в том числе, доводилось на скрипке играть…

Впрочем, скоро уже и семейные заботы и производственные хлопоты отвлекли Минаса Багдыкова от музыкального досуга. В хирургическом отделении ЦГБ, на кафедре мединститута, в должности начальника медслужбы, в санчасти ОАО «Ростсельмаш» и в стенах дорогой его сердцу 2-й Областной клинической больницы приходилось ему заботиться и о пациентах, и о подчиненных.

«Нет, он никого не подчинял себе, ни к чему не принуждал, не обязывал – просто вдохновлял примером», — говорит Галина Николаевна. Впрочем, и сама она, заведуя много лет струнным отделением родной гнесинской школы, никем не помыкала, не повелевала и учеников не делила на «звездных» и «средних» — любила всех. А дома доктора ждали звонкие голоса детей, забота жены, аромат пирогов. Именитые гости, посещавшие хлебосольный дом, сравнивали пирожки, что пекла Галина Николаевна, с прелюдиями Шопена, а бесподобный борщ – с симфонией.

Продолжая ряд музыкальных аналогий, заметим, что всю партитуру совместной жизни, длиной почти в шесть десятилетий, супруги Багдыковы создали и исполнили вместе, достигнув полного слияния голосов, не позволив себе неточного вступления, ни единой фальшивой ноты, ни одной не выдержанной паузы! И умение выдерживать паузы, наполняя их смыслом, – считает Галина Багдыкова, — отличает не только искусного дирижера, но и настоящую женщину. Мать семейства. Хозяйку дома.

«Я всегда боялась, — признается она, — неуместным вопросом, несвоевременной просьбой нарушить гармонию его мыслей, спугнуть полет творческой фантазии». И завершив работу над диссертацией и очередной книгой, посвященной врачам – своим наставникам, святым пастырям. ростовским художникам, нахичеванским архитекторам или шарманщикам, муж с энтузиазмом возвращался к земным делам: выпиливал дачные скамейки, готовил на зиму аджапсандал… Вел долгие, доверительные беседы с сыновьями, которым передавал великую эстафету Врачевания и Любви – к родной земле, к людям.

А что, кстати, общего между любовью и медициной? Ответ на этот вопрос знает и старший сын Тигран — известный специалист в области эндоскопических обследований. И младший – Георгий, ставший урологом и своей заботой о мужском здоровье скрепивший многие семейные союзы. А сколько замечательных брошюр, монографий и сборников выпустили они вместе! И в правительственной телеграмме, приуроченной к юбилею заслуженного врача России, прозвучало признание его разных заслуг:«Как врач Вы дарите людям физическое здоровье, как краевед сохраняете нравственное здоровье общества».

Все верно! Вот только знаков отличия и наград могло быть значительно больше у настоящего Гражданина, воистину Почетного, пускай и не на бумаге. Ведь Почет и Славу родного города приумножал он неустанно! И Звезда его, что не померкнет в памяти, может сохранить свой свет в почетной аллее…

Но вот шагнул Он в Неведомое Далеко. И супруга, бережно перебирая Его бумаги на рабочем столе, обнаружила строки, что некогда сложил Игорь Северянин:

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада — в любви…

И цветы монастырского луга,
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам…

Монастырского леса озёра,
Переполненные голубым,
Говорят, нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблён и любим…

Что же это – посвящение, признание, завещание? В каждом золотом слове отзвучивает голос Минаса Георгиевича, пронизанный южным солнцем, согретый горячим сердцем. А вскоре вышла в свет новая книга, написанная Георгием Багдыковым в тандеме с Оксаной Мордовиной, и называется она «Прогулки во времени. Забытый сад. Из истории монастыря Сурб Хач». Может ли подобное совпадение быть случайным? Нет, это где-то там, в Неизведанной Выси, еще ярче воссияла она – Звезда Минаса Багдыкова.

С благодарностью и любовью – Наталья Мещерякова