Великий итальянский художник Шилтян был родом из Нахичевани

Григорий Иванович Шилтян (Шилтьян) родился 20 августа 1900 года в Нахичевани-на-Дону в обеспеченной армянской семье. Отец его был адвокат, мать родом из семьи зажиточных промышленников. Григорий Иванович получил хорошее образование. Он обучался в Москве в классической гимназии. В 1915 году Шилтян вернулся в Нахичевань. С 15 лет участвовал в работе Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств и Союза художников-армян в Ростове-на-Дону. В юношеские годы находился под влиянием кубистов, в особенности Пикассо. В 1919 году в разгар Гражданской войны Шилтян покинул Россию. Он хотел достичь Италии, стать профессиональным художником, увидеть все музеи мира. Однако путь его был долог и тернист. В Италию Шилтян попал только к концу двадцатых годов. Он добирался туда через Тифлис, Батуми, Крым, Константинополь, Берлин, Вену и Париж. Эмигрантская жизнь его была тяжелой, он много и упорно работал, рисовал, постоянно совершенствовался в своем творчестве и в итоге имел огромный успех. Его картины есть во многих музеях Италии и в других странах Европы и мира. Шилтян долгие годы работал по заказу Ватикана, а также для церквей Италии. Говорят, его очень ценил, уважал и любил римский папа. Он также был популярным театральным художником.

В 1958 году Шилтян посетил СССР, в том числе и Армению. В апреле 1959 года он уже у себя принимал Михаила Шолохова с семьей. В его миланском доме побывали многие деятели советской культуры. Это и Галина Уланова, и Сергей Бондарчук, и Мариэтта Шагинян.

Дочь писателя Михаила Шолохова Светлана Михайловна в своих «Дневниковых записях» вспоминает, что их поразило мастерство художника: «В Европе господствовал примитивизм в живописи, а Шилтьян в противовес этому направлению писал свои картины в подчеркнуто реалистическом, даже натуралистическом стиле».

Вообще миланский дом Шилтяна называли «русским островком» в «вечном городе», поскольку здесь часто происходили встречи с советскими деятелями культуры. В течение многих лет его связывала дружба с советской писательницей Мариэттой Сергеевной Шагинян, которая была тоже уроженкой Нахичевани-на-Дону. А самого Шилтяна после приезда семьи Шолохова итальянцы стали называть армянским другом Михаила Шолохова. Они, правда, друг друга очень уважали и любили. Мастерство Шилтяна Шолохова поразило. Они долго и оживленно беседовали об искусстве и литературе. На прощание Шилтян подарил Шолоховым копии своих картин «Школа воров» и «Натюрморт со скрипкой».

Как я уже писал, в 1958 году художник посетил Армению, где для Эчмиадзинского кафедрального собора создал картину «Армянская богоматерь».

В 1983 году выставка картин Григория Ивановича Шилтяна прошла в Москве. Последние годы он жил в Риме. Умер 1 апреля 1985 года.

Шилтян оставил после себя интересные воспоминания. Эти мемуары появились в России во многом благодаря писательнице Вардуи Халпахчьян. Воспоминания Шилтяна уникальны. Вот как он пишет о Нахичевани: «Нахичевань был очень чистым, застроенным маленькими особняками городом, с красивым театром и большим бронзовым памятником Екатерине II. Во время революции этот памятник был низвержен и брошен на газон городского сада, где скоро покрылся травой, и ящерицы нежились на солнце, разместившись на большом лице императрицы».

Те дни, когда Красная армия подходила к Ростову, Шилтян описывает так: «В конце октября красные отвоевали Харьков и устремились на Ростов. Белая армия была деморализована, и теперь по всему городу шли облавы: врывались в дома и искали мужчин, способных носить оружие. Это была трагическая, мрачная осень. Красные войска приближались. В городе царила паника, представители буржуазии, купечества, да и многих других слоев общества распродавали всё, что могли, намереваясь бежать из города. Ростов наводнили толпы беженцев с севера, спасавшихся от Красной армии. Даже до вокзала было невозможно добраться – куда там найти место хоть на крыше вагона! Ростов был охвачен ужасом: на периферии уже слышались пушечные выстрелы, а вдоль всей Садовой висели на фонарях с картонкой на шее «Повешен за дезертирство» многие мои знакомые – сверстники и представители других поколений… Целые толпы людей переходили по хрупкому осеннему льду через Дон, ища спасения на другом берегу».

По-моему, эти воспоминания Шилтяна очень важны для нас сейчас, чтобы понять весь ужас и трагизм тех дней. Кошмар гражданской войны! Что может быть ужаснее и страшнее, когда брат идет на брата, когда простому человеку невозможно понять, кто прав, а кто виноват. И главное – это извечный русский вопрос «Что делать?». Шилтян решает для себя, что нужно бежать из страны. Это решение он принял 20 ноября 1919 года. Ночью с товарного разъезда отправлялся поезд с ранеными и тяжелобольными. Григорий Иванович решил на нем покинуть город. Он думал, что расстается с родными максимум на полгода. Не может же так долго продолжаться эта кровавая бойня. Как только в России всё успокоится, он обязательно вернется на родину. Так наивно полагал он тогда. Поужинав последний раз со своими близкими 20 ноября 1919 года, Шилтян навсегда покинул родной дом. Вот как он трогательно описал момент прощания с матерью: «На пороге она крепко обняла меня в последний раз: она была очень бледная, но уже не плакала, а только всё смотрела на меня. Я тоже обнял ее и шагнул в темноту. Мама осталась на пороге. Шагов через двадцать я обернулся и разглядел сквозь густую тьму слабый свет ее лампы. В этот момент я чуть было не вернулся назад – поэтому еще больше ускорил шаг. Через некоторое время я обернулся снова, и снова разглядел огонек, уже еле видный. Потом он пропал совсем. Всё! Всё было кончено бесповоротно! Но тот огонек и сейчас трепещет в моей памяти и бередит мне душу».

Вот так навсегда покинул Ростов и Нахичевань великий художник XX века Григорий Иванович Шилтян.

Георгий БАГДЫКОВ