Последний ректор Нахичеванской духовной семинарии

В 1919 году протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (Бекгулян) был избран ректором Нахичеванской духовной семинарии. Он занимал эту должность до закрытия учебного заведения в 1920 году.

Бекгульянц – внук дочери Арутюна Аламдаряна. Аламдарян был настоятелем армянского монастыря Сурб Хач. Он уже в зрелые годы стал известным богословом. Аламдарян был еще и талантливым поэтом. Он автор первого русско-армянского словаря. Являлся также горячим сторонником присоединения Восточной Армении к Российской империи.

По данным сайта «Хайазг», Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (Бекгулян) родился в Ставрополе в 1875 году (по другим данным, в 1871 году). Получил высшее юридическое образование в Московском университете. По примеру отца-священника захотел стать тоже священнослужителем. Но, как пишет С. Хачикян в книге «Амаяк Арцатбанян», его отец был против такого шага сына. Однако Рубен Бекгульянц принимает священнический сан. Вначале он служил в Самарканде, но затем был направлен в Нахичевань. Был женат на Софии Степановне Чорчоповой.

Рубен Варфоломеевич Бекгульянц вошел в историю Нахичевани как автор книги «По турецкой Армении», изданной в 1914 году в типографии Я. М. Искидарова. Книга была издана малым тиражом и представляет собой библиографическую редкость.Надо сказать, что все средства от продажи данной книги были направлены в пользу Комитета по оказанию помощи раненым и больным воинам городов Нахичевани и Ростова-на-Дону. Следует напомнить, что тогда шла Первая мировая война.

Книга Рубена Бекгульянца уникальна тем, что дает описание жизни турецких армян за год до геноцида. В 1915 году правительство младотурков решило уничтожить всех армян, которые проживали на территории Османской империи. Турецкие руководители посчитали, что армяне – предатели, так как сочувствуют русским и хотят независимости. Следовательно, их всех следует уничтожить. В результате начался первый геноцид ХХ века. Было уничтожено полтора миллиона армян. По некоторым источникам, армян погибло до двух миллионов. Ведь многие беженцы умирали на чужбине от голода, нищеты и болезней.

Тогда в 1914 году в книге «По Турецкой Армении» Рубен Варфоломеевич Бекгульянц писал:

«Своих путевых заметок и впечатлений я не думал издавать, хотя у меня набралось достаточно интересного материала, но, по настоянию друзей и по просьбе Ростовского-на-Дону комитета по оказанию помощи раненым воинам, решил издать свои впечатления отдельной книжкой с более чем 40 цинкографиями. Не считая свои путевые заметки чем-либо ценным, тем не менее полагаю, что они могут для читателя представлять некоторый интерес как свежие впечатления очевидца.

Прошу поэтому своих читателей смотреть на мою книжку как на впечатления туриста и как издание, выпущенное в свет с благой целью. Считаю своим долгом принести сердечную признательность А.М. Попову, который дал мне материальную возможность совершить эту поездку и которому я посвящаю этот труд.

Кроме того приношу глубокую благодарность моим друзьям в Ване, Вараке, Ахтамаре, Аракелоце, Муше, СурбКарапете, Эрзеруме и Байбурте, почтительную признательность Ахтамарской братии, их преосвященствам епископам Таронскому Нерсесу и Эрзерумскому Смбату за их любезное разрешение воспользоваться материалами, имеющимися в их канцеляриях, Ф.С. Генч-Оглуеву за оказание материальной поддержки на покрытие предварительных расходов по изданию».

Ровно через год армян не останется в вышеперечисленных городах. Армянские священники будут убиты, перестанет существовать и Ахтамарская братия.

Интересно то, что книги и сто лет назад издавали за счет спонсоров. Один благотворитель А.М.Попов помог деньгами Бекгуляну, оплатив его поездку по Турецкой Армении, а другой известный нахичеванский купец Ф.С. Генч-Оглуев оплатил издание путевых заметок.

Вернувшись из поездки по Турецкой Армении, Бекгульянц отправился служить священником в Санкт-Петербург. Он становится свидетелем Октябрьской революции. Вскоре возвращается в Нахичевань. И, как я уже писал, в 1919 году становится ректором Нахичеванской (или Нахичеванско-Бессарабской) духовной семинарии. После прихода к власти большевиков в Ростове и Нахичевани семинария была закрыта. Бекгульянц служил протоиереем кафедрального собора Нахичевани Святого Григория Просветителя.

В 1932 году он был среди делегатов-выборщиков Католикоса всех армян.

Рубену Варфоломеевичу Бекгульянцу «повезло». Он умер в 1935 году и не успел разделить печальную судьбу нахичеванских священников, которых расстреляли в 1938 году в период сталинских репрессий.

Правда, как мне рассказал правнук Рубена Бекгульянца, которого зовут тоже Рубен Бекгулян, ещё в 20-е годы власти не оставляли без «внимания» священнослужителей. Протоиерея Рубена Варфоломеевича Бекгульянца арестовывали трижды: в 1923, 1927 и 1929 годах.

Жена Рубена Варфоломеевича, Софья Степановна, происходила из известного нахичеванского рода Чорчоповых. Она родилась в 1873 году.

Ее отец Степан Сергеевич Чорчопов занимался торговлей в Новочеркасске. Там у него был свой магазин. Софья Степановна родилась в Новочеркасске, там же она окончила гимназию. В Нахичевань она вернулась в 1894 году. Давала частные уроки. Вместе с мужем ей пришлось уехать на какое-то время в Самарканд. Там муж служил в армянской церкви, а она преподавала русский язык в церковно-приходской школе. Вернувшись в Нахичевань, она продолжала обучать детей. Участвовала в художественной самодеятельности в Доме национальной культуры. В 60-е годы минувшего столетия там размещался Клуб швейной фабрики №12.

Последние годы жизни Софья Степановна Бекгульянц провела в Узбекистане. Во время войны она туда уехала и жила в ста километрах от Ташкента, высоко в горах (Красноармейский рудник). Она умерла в 1942 году от инфаркта. Ей было 69 лет.

Об этой женщине и ее муже очень хорошо и интересно написано в книге С.Хачикян «Амаяк Арцатбанян». Дело в том, что известный нахичеванский художник Арцатбанян в 1899 году нарисовал портрет Софьи Степановны Бекгульянц (Бекгулян). И мы теперь имеем возможность увидеть, какой красивой была эта женщина. У нее была непростая, но очень интересная судьба.

Георгий БАГДЫКОВ