Нахичеванский художник Амаяк Арцатбанян

Художник Амаяк Абрамович Арцатбанян (1876-1920) жил на Бульварной площади в Нахичевани (ныне площадь Свободы). С 1915 года арендовал дом у Церковного попечительства бедных армян, где проживал с женой и детьми, тремя дочерьми и двумя сыновьями. Художник постоянно испытывал материальные затруднения, хотя был знаменит и почитаем.

Амаяк Арцатбанян уроженец Нахичевани, начальное образование получил в приходской школе армянского монастыря Сурб Хач, затем учился в городском училище, после окончания которого посещал художественную мастерскую иконописца Елисея Черепахина. С 1894 по 1900 год занимался в классе известного русского художника Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его с золотой медалью, был награжден творческой поездкой в Париж, но осуществить ее так и не смог по причине финансовых трудностей, надо было содержать большую семью. Вернувшись в Нахичевань, Амаяк Арцатбанян занимается педагогической деятельностью, становится одним из организаторов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, которое открылось в 1907 году.

Амаяк Арцатбанян дважды побывал в Армении. Вторую поездку он совершил в 1915 году, в то самое время, когда его народ переживал страшную трагедию, связанную с геноцидом армян в Османской империи. Геноцид армян, организованный правительством младотурок, глубоко ранил художника. Он пишет свои знаменитые полотна «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне», «Резня», «Долина слез», «Среди родных развалин», «За что?».

Жизнь Амаяка Арцатбаняна трагически оборвалась 8 января 1920 года. Это был тот самый день, когда в Ростов и Нахичевань вошла Красная армия. Существует несколько версий его гибели. По официальной, он был убит, когда заступился за своего сына, которого хотели мобилизовать белогвардейцы. Подругой, был застрелен ворвавшимся в дом неизвестным. В книге опубликован протокол, подписанный комендантом города Нахичевани и врачом Свято-Троицкого госпиталя, в котором, в частности, написано: «В ночь с 8 на 9 января нового стиля 1920 года, при отступлении Добровольческой армии, ворвавшимися в дом художника лицами в офицерской форме был убит несколькими выстрелами в грудь Амаяк Абрамович Арцатбанян, а также тяжело ранена его жена Вартуги».

Амаяк Арцатбанян погиб в расцвете творческих сил. Искусствоведы считают, что одним из лучших произведений художника является автопортрет, написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до гибели.

«Картины Арцатбаняна хранятся в Ростовском областном музее краеведения, в Национальной картинной галерее Армении, в Музее литературы и искусства имени Чаренца (Ереван), в Ленинаканском краеведческом музее (ныне Гюмри), – пишет в своей книге Светлана Хачикян. – Картину «У фортепиано» видели ростовчане, побывавшие в одном из музеев города Хельсинки (Финляндия). Есть картины Арцатбаняна и в Лондоне, и в Париже, и в Австралии… Их можно встретить всюду, куда эмигрировали состоятельные нахичеванцы после революции 1917 года. В частных коллекциях ростовчан также немало картин Амаяка Арцатбаняна».

3 февраля 2017 года в Ростове-на-Дону в Музее русско-армянской дружбы состоялась презентация книги Светланы Хачикян «Амаяк Арцатбанян». В издании, посвященном известному художнику Амаяку Арцатбаняну, которого Мартирос Сарьян считал своим учителем и другом, использованы архивные материалы, воспоминания близко знавших художника и друживших с ним людей. Светлана Хачикян, долгие годы руководившая Музеем русско-армянской дружбы, рассказала на презентации о жизни художника, о том, как он рос и воспитывался, с кем дружил и кто способствовал его возрождению из творческого забвения.

В конце книги о замечательном художнике и человеке Амаяке Арцатбаняне автор приводит слова Максима Горького: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

На презентации в Музее русско-армянской дружбы присутствовали потомки художника. Многие из них стали известными архитекторами. Особо заполнились выступления внуков мастера – Георгия Арцатбаняна и Тамары Куликовской. Они говорили о том, что гордятся своим знаменитым дедом и благодарны Светлане Хачикян за хорошую и интересную книгу о нем.

Со своей стороны также хочу выразить благодарность Светлане Хачикян, ответственному редактору издания и всей серии популярных у ростовчан книг «Жизнь замечательных нахичеванцев» Нонне Мирзабековой. Отдельное спасибо – исполнительному директору Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергею Саядову и председателю правления Нахичеванской-на-Дону армянской общины Арутюну Сурмаляну. Именно они являются авторами идеи выпуска книг серии «Жизнь замечательных нахичеванцев». Благодаря их усилиям армянская община проводит большую культурно-просветительскую работу.

В рамках празднования юбилея художника (в Нахичевани торжественно отметили 140 лет со дня его рождения) в Музее русско-армянской дружбы проводятся экскурсии на тему «Нахичеванская летопись. Амаяк Абрамович Арцатбанян».

Георгий БАГДЫКОВ