Основатель армянского абстракционизма был родом с Дона

Сейрана Ованесовича Хатламаджяна называют основателем армянского абстракционизма. Этот художник оставил яркий след в армянской живописи. Он родился 20 апреля 1937 года в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области. С детства увлекался рисованием. Поэтому способного юношу направили учиться в Ростов-на-Дону, в художественное училище имени Грекова, которое он с отличием окончил в 1959 году. Высокую оценку творчеству Хатламаджяна дал великий советский и армянский художник Мартирос Сарьян: «В его живописных и графических работах выявляется дар настоящего колориста и рисовальщика. Очень отрадно отметить, что у него не пустые, не поверхностные поиски. Сейран самостоятельно, с точки зрения своих задач, изучает древние памятники армянской архитектуры, живописи, народного творчества. Он умеет найти главное в изображаемом, обобщить и типизировать увиденное. Он ступил на трудный, но единственно правильный путь творческой жизни – не имитирует ни природу, ни историю искусства».

Хатламаджян поступил в Ереванский художественно-театральный институт в 1959 году, который успешно окончил в 1964 году. В Ереване Сейран Ованесович часто встречался с Сарьяном. Великий мастер опекал молодого художника. Гордился тем, что этот талантливый юноша его земляк. Не секрет, что Сарьян любил общаться со своими земляками. Он старался разговаривать с ними на родном для него диалекте донских армян. Сарьян опекал всех талантливых людей, которые приезжали в Армению из Ростова, Нахичевани и донского края. Видимо, поэтому Сейран Ованесович Хатламаджян стал одним из любимых учеников Сарьяна. Вся дальнейшая творческая жизнь Хатламаджяна была связана с Арменией. Полотна Сейрана Ованесовича были высоко оценены творческой общественностью Еревана. К нему с большим уважением относились художники Москвы, Ростова-на-Дону, да и всей России.

Вскоре Хатламаджян становится лауреатом фестиваля молодежи Армении. А в 1969 году его принимают в Союз художников Армении. Хатламаджян увлекается абстракционизмом. Надо особо отметить, что в советские годы, особенно в 60-е и 70-е, абстракция в искусстве считалась тлетворным влиянием Запада. Советские искусствоведы и партийные работники не любили художников-абстракционистов. Они подвергались гонениям. Но только не в Армении. Надо признать, что в советские годы Армения была особой республикой. С моей точки зрения, она представляла собой оазис инакомыслия и либерализма. Конечно, насколько это было возможно в Советском Союзе. Это действительно так. У меня в Армении живут родственники. Мой дядя, Людвиг Дурян, в те годы был в Армении известным поэтом. На его стихи композиторы писали песни, которые потом звучали по Центральному телевидению Советского Союза. В доме у моего дяди собирались известные писатели, поэты, художники, композиторы того времени. Мне посчастливилось бывать на этих собраниях-застольях. Я слышал их разговоры. Для нас, советских людей из Российской Федерации, их беседы тогда казались даже крамольными или антисоветскими. Например, в Армении люди не боялись ходить в церковь. До сих пор армяне с гордостью говорят о том, что именно у них в республике тайно крестился Владимир Высоцкий. Из-за своей известности великий актер, поэт и бард боялся это сделать в Москве. Такая же ситуация была и с так называемой запрещенной литературой, писателями и художниками-абстракционистами. Конечно, официальные власти в Ереване осуждали абстракционизм, утверждая, что он чужд советскому человеку. А в реальности этим художникам давали возможность творить, их картины с удовольствием покупали зарубежные армяне, или армяне спюрка. Спюрк – это армянская диаспора в мире, которая является одной из самых больших. Армяне живут почти во всех странах мира. Возможно, поэтому Армения в советские годы и была одной из самых либеральных республик Советского Союза. По этой причине Сейран Ованесович и имел счастливую возможность свободно творить.

Хатламаджян говорил, что его вдохновляет творчество Василия Кандинского и Аршила Горки. Он считал, что природу надо копировать с включенным воображением. Полагал, что только воображение делает людей художниками. Сейран Ованесович утверждал: «Натура помогает нам, но нельзя следовать за ней, с ней надо советоваться».

Хатламаджян принимал активное участие в общественной, культурной и политической жизни Армении. При его участии были разработаны и приняты символы государственной атрибутики республики. Он участвовал во всех этнографических экспедициях по Армении. При этом не терял связь с малой родиной, часто бывал в Ростове, в Мясниковском районе. Искусствоведы считают, что Хатламаджян оказал большое влияние на становление и творческую деятельность художников Чалтыря, да и всего Мясниковского района.

Полотна Сейрана Ованесовича Хатламаджяна можно увидеть в лучших музеях мира. Они хранятся и в Музее современного искусства (Ереван), в Национальной галерее Армении (Ереван), в Третьяковской галерее (Москва), в Музее народов Востока (Москва), в музыкальном училище имени Гнесиных (Москва), в Музее искусства нонконформизма (Вашингтон). Картины Хатламаджяна находятся также в многочисленных частных коллекциях в Армении, Европе и США. Выставки его работ с успехом проходили во Франции, Дании, Великобритании, Португалии, ФРГ, Венгрии, США, Канаде, Аргентине, Алжире.

Сейран Ованесович Хатламаджян умер 14 сентября 1994 года. Похоронен в Ереване.

Как я уже писал, Хатламаджяна в Армении очень уважают и ценят как человека, который воссоздал герб Первой Республики Армения (1918−1920).

Авторами этого герба являлись архитектор, академик Российской академии художеств Александр Таманян и художник Акоп Коджоян. Хатламаджян сумел детально восстановить этот герб и проводил активную кампанию по его утверждению в качестве государственного герба Армении. Впоследствии, 19 апреля 1992 года, Верховный Совет Армении утвердил герб Армении, взяв за основу вариант герба Первой Республики.

Так что выходец с Дона Сейран Ованесович Хатламаджян является не только основателем армянского абстракционизма, он еще и воссоздал герб независимой Первой Республики Армения.

Георгий БАГДЫКОВ