Миф и правда о переселении армян на Дон

В газете «Ростов официальный» за 12 февраля 2003 года вышла статья Эдуарда Вартанова «Миф о переселении армян на Дон». Автор высказывает свою версию переселения, которая меня, как потомка тех самых переселенцев, по меньшей мере, удивила. Хорошо известно, что предками донских армян являются анийские армяне. Ани была древней столицей Армении и когда в начале четырнадцатого века пала в результате нашествия турок-сельджуков, разрушительных землетрясений, армяне заселили крымские земли, где прожили не одну сотню лет. Затем было переселение на Дон по указу императрицы Екатерины II, где армяне основали город Нор Нахичеван и пять сел. Этим самым Екатерина II экономически ослабила Крымское ханство, что и способствовало его присоединению к России, с другой стороны укрепила пустующие южные рубежи империи.

У истоков Нахичевани стояли и генералиссимус Суворов и архиепископ Иосиф Аргутинский, которого господин Вартанов упоминает в другой своей статье. Это общеизвестные факты. Но Эдуард Вартанов считает, что все происходит несколько иначе. По его мнению армяне не хотели переселяться и сами разъехались кто-куда, ослабив тем самым экономически Крымское Ханство де факто. Но Суворову надо было выполнять указ и тогда он обратил в христианство татар. «Идея родилась на месте благодаря гениальности Суворова, — пишет Вартанов. — Предстояло быстро осуществить ритуал крещения татар, а затем выводить их с территории Крыма, формируя из толп компактные группы. И началось невообразимое: во всех армянских церквях началось крещение новых приверженцев веры Христовой». Вартанов также утверждает, что специально вызывались армянские священники из Иерусалима, чтобы крестить татар. Это из каких исторических источников почерпнул такую информацию господин Вартанов? Я являюсь автором «Краткой истории донских армян», перечитал огромное количество литературы на эту тему и негде подобных данных не встречал. Более того, в прошлом году совершил паломничество с прихожанами чалтырской церкви. Св. Амбарцум в Крым. Видел крымский Сурб-Хач, развалины армянских церквей, посещал краеведческий музей Крыма. В Феодосии в краеведческом музее истории крымских армян посвящен целый зал. Там бережно хранят историю предков донских армян. Очень советую Вартанову ознакомиться с ней. Потому как далее о донских армянах он пишет следующее: «…так и остались они особым этносом, называемым «донскими армянами». Армян из исторической Армении они не понимают. Отсюда и отчуждение, заметное до наших дней». Оказывается, по Вартанову, донские армяне — не армяне, а татары, потому как говорят на своем армянском и уж больно отличаются от армян из исторической Армении. Позвольте, но ведь у многих народов есть свои диалекты. У евреев, например, существует даже несколько языков — иврит, идиш и т.д. Получается, что если одесские евреи говорят на своем диалекте, то они уже не евреи. Автор не приводит ни одного доказательного исторического источника своей версии. Мне, как донскому армянину, было очень обидно читать такую статью в газете с названием «Ростов официальный». Я испугался, что эта газета является органом нашей официальной власти. Но если это так, то неужели руководители Ростовской области и Ростова всерьез считают донских армян татарами ничего не имею против последних, отношусь к ним с большим уважением, но нельзя же публиковать непроверенные данные. Официальным источникам массовой информации негоже так поступать. А славная история донских армян, не смотря на безумную теорию Вартанова, никак не пострадает.

Георгий Багдыков