Камерный концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Комитаса

Недавно состоялся концерт ростовского квартета «Эчмиадзин», посвященный 150-летию со дня рождения великого армянского композитора Комитаса. Организаторами этого мероприятия стали известный ростовский общественный деятель, скрипач Александр Лотошников и настоятель храма Пресвятой Богородицы (СурбАствацацин), священник Тер Ашот.

В квартете «Эчмиадзин» играют выпускники Ростовской государственной консерватории. Пожалуй, самый яркий из них – скрипач Самвел Мхитарян. Самвел – аспирант Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова, правда, он — выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.

С моей точки зрения, игра Самвела Мхитаряна не оставит равнодушным любого слушателя. Он — настоящий виртуоз.

Концерт ростовского квартета «Эчмиадзин» состоялся в храме Пресвятой Богородицы в селе Большие Салы. После богослужения ведущие концерта рассказали верующим о жизни и творчестве Комитаса.

В этот день в село Большие Салы приехало немало ростовчан специально для того, чтобы послушать музыку Комитаса в исполнении квартета «Эчмиадзин». В стенах древнего армянского храма почти два часа звучала музыка великого композитора, а церковный хор ростовской церкви Сурб Хач исполнял духовные песнопения и гимны (шараканы), написанные Комитасом.

Судьба выдающегося композитора была трагической. Комитас (Согомон Согомонян) родился в 1869 году в Османской империи. С детских лет он обладал прекрасным голосом, увлекался музыкой. Став священником и монахом Армянской апостольской церкви, писал музыкальные произведения и духовные гимны (шараканы).

Как написано в Википедии, по протекции Католикоса всех армян, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна (Манташева), Комитас поступает в частную немецкую консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями, Комитас также посещает императорский университет Берлина, слушает лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин. В короткое время он меняет систему преподавания музыки в семинарии, создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен.

По данным Википедии, 1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа.

Комитас много путешествовал по армянским деревням современных Армении и Турции. Наблюдая и слушая местных жителей, он записал более 4000 песен, которые большей частью были потеряны во время геноцида армян. Из всех записанных им песен, сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений.

Надо сказать, что Комитаса больше всего интересовало развитие народных песен. Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда, когда люди поют народные песни и танцуют национальные танцы.

В столице Османской империи, в Константинополе, Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Хор пользовался большой популярностью.

Творчеством Комитаса были покорены известные музыканты и композиторы. После одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!»

Но вскоре относительно спокойная и мирная жизнь армянского населения Османской империи закончилась. В годы Первой мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем беспощадного уничтожения светлых умов армянской нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий и неизгладимый отпечаток в его душе. Душевное здоровье Комитаса пошатнулось. Он был помещен в психиатрическую лечебницу.

Последние годы своей жизни великий композитор провел под Парижем. Он находился в лечебнице городка Вильжюиф. Почти 20 лет Комитас прожил в этом месте. Он умер 22 октября 1935 года.

В 1936 году прах великого композитора был перевезён в Армению и предан земле в Ереване.

Вот такая трагическая судьба была у выдающегося армянского композитора.

Мне же хочется поблагодарить ростовский квартет «Эчмиадзин» за прекрасный концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Комитаса, который состоялся в стенах древнего армянского храма в селе Большие Салы.

Георгий БАГДЫКОВ