По какому календарю живет Армянская апостольская церковь?

Армянская церковь одна из самых древних в мире. Ведь Армения приняла христианство как государственную религию в 301 году. Часто Армянскую церковь в народе называют григорианской. Что, конечно, не совсем правильно. Но почему так называют эту церковь? Дело в том, что Армению крестил Святой Григорий Просветитель (по-армянски Сурб Григор Лусаворич). Этот святой почитается как Русской православной церковью, так и другими православными церквями, в том числе Римско-Католической. Он даже признается Англиканской церковью.

Надо сказать, что армяне свою церковь называют Армянской апостольской или Армянской апостольской православной. Эта церковь относится к Древневосточным православным церквям. Но имеет некоторые различия с православием.

Меня нередко спрашивают, по какому календарю живет Армянская апостольская церковь – Григорианскому или Юлианскому? Ведь армяне часто отмечают религиозные праздники с православными, но нередко и по своему календарю.

Я иногда в шутку говорю, что у армян все по-особому. Дело в том, что Русская православная церковь использует в своем богослужении Юлианский календарь (несмотря на то что все мы живем по Григорианскому). А вот Армянская церковь использует Григорианский календарь. Но тут все не так просто.

Раньше Армянская апостольская церковь использовала Юлианский календарь. Но решением Католикоса Геворга V в 1923 году был осуществлен переход на Григорианский. Правда, есть епархии Армянской церкви, которые живут по Юлианскому календарю. Например, Армянская патриархия Иерусалима. Кстати, довольно долго и армяне на Дону придерживались Юлианского стиля.

То есть получается, на мой взгляд, интересная ситуация. В церкви одновременно существует два календаря.

И ярким подтверждением этого является участие армян в сошествии Благодатного огня. Напомню, что в Кувуклии (это небольшая купольная часовня в центре храма Воскресения Христова) молятся о схождении Благодатного огня Иерусалимский православный патриарх и армянский архимандрит.

Напомню также, что Благодатный огонь снисходит в Гробе Господнем в храме Воскресения Христова в Иерусалиме на особом богослужении в Великую субботу. Происходит это накануне православной Пасхи.

Армяне Благодатный огонь называют Священным Светом.

Так уж исторически сложилось, что греческие православные священники постоянно спорили с армянами о времени службы, а также о том, кому первым входить в Гроб Господень.

В 1852 году был принят специальный указ Османского султана, так называемый статус-кво, который соблюдается до сих пор.

Было решено, что Патриарх Иерусалимский и армянский архимандрит в Великую Субботу (в День Света) входят вместе в Кувуклию и вместе выносят Благодатный огонь из Святого Гроба Господня.

Вот такая интересная история, которой уже немало лет. Но традиции эти чтут в Иерусалиме особо строго. Никто не может нарушить статус-кво.

С этим, кстати, связана интересная история. И связана она с так называемой недвижимой лестницей. Эта лестница из ливанского кедра, говорят, появилась в 1728 году. Утверждают, что она появилась тогда, когда османы облагали христиан налогом за вход в храм. Недвижимая лестница (ее нельзя сдвигать с места), окно и карниз принадлежат армянам. Легенда гласит, что армянские священники при османах выбирались по этой лестнице на выступ, который служил и балконом, чтобы подышать свежим воздухом.

Эту лестницу называют еще символом христианского разделения. Говорят, что как-то, в девяностые годы минувшего столетия, эту лестницу вытащили через окно и спрятали за алтарем. Этим хотели показать глупость спора о том, кому принадлежит выступ под окном. Но вскоре лестницу вернули на место. Только теперь в окне установили решетку.

На самом деле нахождение лестницы на своем постоянном месте имеет символичное значение. Это означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом. Ведь согласно статус-кво, они не могут что-либо двигать, ремонтировать и изменять в храме без согласия друг с другом. Напомню, что различными частями храма Гроба Господня сейчас владеют Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная, Эфиопская православная и Коптская православная церкви.

И все же Пасха ─ это тот праздник, который объединяет всех христиан в мире. В этот день забываются споры и разногласия. Все молятся о мире и согласии.

Надо сказать, что в Армении, как и в России, Пасху отмечают особо торжественно. Многие блюда на праздничных столах армян и русских в этот светлый праздник одинаковые. Обязательно на праздничном столе присутствуют крашеные яйца, красное вино. Из различий можно отметить плов из риса с изюмом в армянском пасхальном меню и куличи в русском. Хотя сегодня многие армяне с удовольствием пекут куличи. А в Нахичевани куличи пекли даже в советское время.

Так что традиции народов, как и церковные традиции, переплетаются и взаимно обогащают друг друга.

Георгий БАГДЫКОВ