Актриса Пельтцер выступала на сцене городского театра Нахичевани

Актрису Татьяну Ивановну Пельтцер я любил с детских лет. Её игра была незабываемой, а фильмы, в которых она снималась, пусть даже в эпизодических ролях, становились любимыми в народе.

Недавно, читая её биографию, я обнаружил, что, оказывается, Татьяна Ивановна играла в 1920-1921 годах в Нахичеванском драматическом театре. Это было то время, когда советская власть только пришла к нам в Ростов и Нахичевань. Но Нахичевань-на-Дону тогда ещё был самостоятельным городом. И Татьяна Ивановна Пельтцер выступала в городском театре Нахичевани. Она была тогда ещё совсем молоденькой девушкой.

Об этом вы можете прочитать на многих сайтах. Например, на сайте «КУЛЬТУРА.РФ» интересно написано о начале творческом пути Пельтцер. Вначале в ее жизни был Передвижной театр Политуправления — первый театр актрисы. Затем Нахичевань, Ейск и потом Москва. В 1923 году Татьяну Пельтцер приняли в труппу Театра Московского губернского совета профсоюзов — нынешнего Театра Моссовета.

Жизнь у Татьяны Ивановны была сложной, но очень интересной и насыщенной. Папа у Пельтцер был обрусевший немец, известный в то время актёр. Звали его Иоганн Робертович. Себя он называл Иваном Романович. В некоторых источниках можно встретить, что звал он себя Иваном Родиновичем. Именно он и вывел свою дочь на сцену. Благодаря отцу Татьяна Ивановна полюбила театр на всю жизнь.

Мама же Татьяны Ивановны была еврейкой. Звали её Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен. Она — дочь раввина из Киева.

Вот такая была интернациональная семья. В 1927 году Татьяна Ивановна вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера. В 1930 году она с любимым мужем уехала в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР.

Говорят, что Татьяна Ивановна в Германии не знала бытовых трудностей, у нее не было и языкового барьера. Но она не захотела там жить. И вернулась в СССР. Возможно, она сделала это еще и потому, что нацистская партия Гитлера набирала популярность в Германии. Она развелась с мужем, но хорошие и дружеские отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году Пельтцер вернулась в Москву и вновь стала работать актрисой. Удивительно, но ее, выдающуюся актрису, даже увольняли за профнепригодность.

Татьяна Ивановна работала во многих театрах. Это и театр Моссовета, и Московский театр эстрады и миниатюр, и Московский театр сатиры. В 1977 году она перешла в «Ленком» к режиссеру Марку Анатольевичу Захарову. И проработала там почти до конца своих дней.

Современники вспоминают, что Татьяна Ивановна Пельтцер была компанейским человеком, любила карточные игры. Особенно ей нравился преферанс. Также актриса не скрывала своего пристрастия к курению.

Говорят, что Татьяна Ивановна Пельтцер обладала прекрасным чувством юмора.

На склоне лет она, шутя, могла сказать: «Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь… лишь бы не на туалетной бумаге!»

Но не меньше мне нравится ее другое высказывание: «Второстепенных ролей не существует. Есть только второстепенные актеры».

У Татьяны Ивановны Пельтцер не было второстепенных ролей. Она была неповторима в каждом спектакле. Каждый фильм с её участием становился событием.

Пельтцер очень любили. Именно поэтому она вполне заслуженно получила почетное звание «Народная артистка СССР» в 1972 году. При этом она, кстати, была лауреатом Сталинской премии III степени и кавалером ордена Ленина.

К сожалению, Татьяна Ивановна в последние годы много болела, у неё начались проблемы с памятью. А в 1992 году Пельтцер упала и сломала шейку бедра. 16 июля этого же года Татьяна Ивановна умерла. Ей было 88 лет.

Я думаю, что мы по праву можем гордиться тем, что творческий путь этой выдающийся актрисы начинался в нашем городе.

Георгий БАГДЫКОВ