Жизнь замечательного нахичеванца

В 2011 году мы с журналистом Нонной Владимировной Мирзабековой совместно с исполняющим обязанности директора Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергеем Михайловичем Саядовым решили организовать публикации книг из серии «Жизнь замечательных нахичеванцев». Эту идею поддержал председатель правления Нахичеванской-на-Дону армянской общины Арутюн Арменакович Сурмалян.

Мы решили создать серию «ЖЗН» для того, чтобы в ней рассказывать о достойных людях Нахичевани. Мне особенно приятно отметить, что в этой серии в 2011 году вышла в свет книга «АрутюнХалибян», которую я написал совместно с отцом Минасом Георгиевичем Багдыковым и братом Тиграном. В этой книге рассказывалось о жизни и деятельности нахичеванского головы Арутюна Погосовича Халибяна (Артемия Павловича Халибова).

Наша книга «Арутюн Халибян» открыла книжную серию «Жизнь замечательных нахчеванцев»! И этот факт мне тоже очень приятен. Проект был осуществлен в рамках культурно-просветительской программы Нахичеванской-на-Дону армянской общины.

Наша книга «Арутюн Халибян» — это была попытка не только изучить, но и оценить деятельность Аруютна Погосовича Халибяна (Артемия Павловича Халибова)как городского головы, внесшего огромный вклад в становление и развитие торговли, ремесленничества, просвещения родного города. Несомненно, в том, что современники называли Нахичевань-на-Дону одним из лучших городов юга России, есть и большая заслуга Халибова.

Кстати, вдохновил нас на этот труд известный ростовский краевед и писатель Владимир Сидоров. Именно он лет двадцать назад говорил нам при личных встречах о том, что стоит непременно более детально изучить деятельность нахичеванского головы Халибова.

Мало кто знает, что в Ростовском областном музее изобразительных искусств экспонируется и хранится портрет нахичеванского головы Халибова кисти Айвазовского. Халибов, конечно, был противоречивой личностью.

Как считает известный ростовский искусствовед В.В. Рязанов, Айвазовскому удалось в этом портрете передать все черты характера Халибова. К слову сказать, Айвазовский редко обращался к портретному жанру. Он любил рисовать море. Но в случае с портретом Халибова можно говорить о несомненной творческой удаче великого мастера.

Портрет Халибова выразителен: полуоткрытый рот, несколько недоверчивый, недовольный взгляд в чем-то рассерженного и растревоженного человека. Портрет Артемия Павловича Халибова дает нам представление о нем как о человеке, чей бескомпромиссный характер не терпел возражений. То есть на этом портрете очень хорошо отражены властные черты характера Халибова. Артемий Павлович, как я уже писал, был противоречивой личностью. С одной стороны, он был крупным купцом, предпринимателем, меценатом, прогрессивным государственным деятелем, с другой стороны – жестоким и властным человеком.

С его именем связана многолетняя тяжба со священниками монастыря Сурб Хач по вопросу принадлежности монастыря и земель вокруг него. Нахичеванцы на протяжении многих лет также наблюдали жестокую вражду между Халибовым и двумя самыми известными жителями Нахичевани – писателями, публицистами и общественными деятелями Рафаэлом Патканяном и Микаэлом Налбандяном. Эти нахичеванские писатели и общественные деятели обвиняли Халибова в неблаговидных деяниях, связанных с казенными средствами города, многие также упрекали Халибова в самодурстве и властолюбии.

Однако, считаю, что следует читателям напомнить, что благодаря таланту легендарного нахичеванского головы Халибова город Нахичевань был одним из самых крупных и экономически развитых на юге России. Как пишет В.С. Сидоров в книге «Четверть тысячелетия», Халибян оставил после себя противоречивую память. С одной стороны, он во время Крымской войны безвозмездно передал Черноморскому российскому флоту 10 тысяч пудов антрацита. Именно при нем инициировался вопрос о расширении нахичеванской пристани. За свой счет Халибян основал в Феодосии школу для мальчиков. Он пожертвовал на школу 50 тысяч рублей. Артемий Павлович пожертвовал также 20 тысяч рублей на духовную семинарию в Нахичевани. Списки его добрых дел можно продолжать и далее. Но с другой стороны, Халибян, выслуживаясь перед властями, боролся за введение для горожан подушной подати. Как я уже писал, весь армянский мир в то время обсуждал перипетии темной истории с церковными деньгами, судьбу которых, оказалось, невозможно выяснить из-за неразберихи в делопроизводстве.

Круг коммерческих интересов А.П. Халибова достаточно широк. По данным сайта «Хайазг», в Константинополе он имел постоянную торговую контору по продаже рыбы и икры. За 1844-1845 годы Халибов через Таганрогский порт продал 315 бочек (10589 пудов) чёрной икры. Значительное место в предпринимательской деятельности Халибова заняла торговля каменным углём. Он совместно со своим другом и компаньоном Н. Гогоевым добился у военного министра заказа сроком на пять лет на поставку антрацита для нужд российского флота, базирующего на Каспии.

Также Халибов активно занимался торговлей сливочным маслом, владел шерстомоечными предприятиями, располагавшимися на левом берегу Дона.

По данным сайта «Хайазг», Артемий Павлович имел недвижимость в городе Таганроге. Ему по своим торговым делам часто приходилось бывать в этом городе. Вот он и решил купить здесь хороший дом. Говорят, что Халибов любил отдыхать в Таганроге.

Интересно, что Халибов руководил Нахичеванью в тот период времени, когда город поменял имя. Напомню, что в 1838 году армянский город Нор Нахичеван был переименован в Нахичевань-на-Дону. И в этом же году в связи с переименованием города у его западной границы (рядом с Ростов-Нахичеванской межой) были поставлены два пограничных симметричных столба. Они, конечно, были символические. Просто обозначали границу города. Но это тоже произошло при Халибове.

Артемия Павловича уважали в царском правительстве. Именно ему удалось отстоять интересы Нахичевани-на-Дону и сохранить привилегии, дарованные городу Екатериной II.

Следует особо отметить, что Халибов умел дружить. После смерти своего друга и компаньона Н. Гогоева, выполняя его духовное завещание, Халибов вплоть до своей смерти вносил деньги на создание женского училища в Нахичевани, вошедшее в историю как Гогоевское (ныне гимназия №14).

Халибов дружили с великим русским художником-маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским, а также с его братом Гавриилом (Габриэлом). Гавриил Айвазовский был известным богословам, писателем, архиепископом. Гавриил Айвазовский возглавлял Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви. Халибов еще прославился и тем, что построил школу в Феодосии для мальчиков, которую сам лично поддерживал и содержал. В этой школе также преподавал Гавриил Айвазовский.

Артемий Павлович Халибов был награжден многими наградами и орденами Российской империи. В частности, на портрете Халибова кисти Айвазовского изображены ордена нахичеванского головы. На груди Халибова изображен орден Святой Анны III степени, а на шее портретируемого – орден Святого Станислава II степени.

Эти ордена были очень почитаемы в Российской империи.

Считается, что портрет Халибова был написан Айвазовским в начале 1862 года. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Многие российские искусствоведы, в том числе и известный ростовский искусствовед В.В. Рязанов, считают, что портрет нахичеванского головы Халибова является одним из лучших портретных произведений Айвазовского. В 1979 году эта картина экспонировалась в Ереване на выставке произведений этого великого художника.

Мне же особо приятно, что великий художник прославил на весь мир и нашу Нахичевань, нарисовав портрет головы этого города Халибова.

Халибов был своеобразным, неординарным, я бы даже сказал, эпатажным человеком. Так, будучи городским головой, он старался придать своей личности особую значимость, хотел обратить на себя внимание горожан. Ему это удалось. У него на запятках кареты стоял арапчонок, который услужливо открывал дверь кареты.

Для Нахичевани это была сенсация. Большинство жителей города никогда не видели темнокожего человека. Нахичеванцы ходили смотреть на арапчонка как на чудо невиданное. Вскоре персонально для арапчонка на 26-й линии выше Степной улицы был построен дом. Арапчонок повзрослел, женился, говорят, на армянке, у него появились дети. В Нахичевани этот дом называли домом арапа. С приходом советской власти на месте, где располагался дом, построили госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны. Но в народе еще долгое время это место называли домом арапа.

Впервые историю об арапчонке Халибова мне поведал известный нахичеванский краевед Чардаров.

Помню, когда в далекие уже 80-е годы я прогуливался по Нахичевани вместе с папой и краеведом Иваном Сергеевичем Чардаровым, то именно он впервые рассказал мне о Халибове, о его жизни и заслугах перед городом. А потом Чардаров рассказал интересную историю о Халибове и его слуге-арапчонке.

Прошли годы, я уже и забыл об этой истории с арапчонком Халибова. Но тут неожиданно ко мне приходит письмо от потомка того самого арапчонка, известного исследователя истории и литературы донских армян, большого знатока диалекта нахичеванских армян, переводчика Авдея Георгиевича Газарбекяна. Он, в частности, писал мне о книге «Как строилась Нахичевань», которую я издал вместе с отцом Минасом Георгиевичем Багдыковым: «На странице 51 вы описали историю арапчонка. И тут я вспомнил рассказы взрослых: моего отца – Геворка Аветиковича Газарбекяна и моей родной тети – Екатерины Авдеевны Аксентовой (похоронена на армянском кладбище) о нашем пращуре АРАПЕ. Пересказываю с их слов:

«Какой-то армянский торговец (купец) оказался в Индии, и на пристани( какого города – не знаю) увидел мальчика. Кто его знает, чем он был движим, но, как бы то ни было, мальчик был похищен и привезен в Нахичевань. Из рассказов взрослых помню, что АРАП учился в Москве. Впоследствии он был будто бы отравлен. По словам моих родных, наш род начинается с этого АРАПА. У отца моего хранился портрет АРАПА. Он неоднократно показывал его мне, но к 1951 году портрет поблек, и рассмотреть на нем лик АРАПА не представлялось возможным. И тогда отец прибег к помощи пленного немца. В это время в Ростове на проспекте Семашко строилось здание партшколы, на строительстве которой работали пленные. Среди них был немец – профессиональный художник. Он согласился сделать копию со старого портрета… Портрет АРАПА висел у нас в большой комнате. Сейчас он находится у моих родственников. В отрывке про арапчонка вы упоминаете место, где для него был построен дом. Дом, в котором жила наша семья, находился в непосредственной близости к нынешнему госпиталю».

Вот уж точно говорят, что пути Господни неисповедимы. И кто знает, как слово наше отзовется? Разве могли мы с отцом предположить, когда писали книгу «Как строилась Нахичевань», что сможем найти потомка арапчонка Халибова? Конечно, нет. Но этот потомок нашел нас сам. Как я уже писал, Авдей Георгиевич Газарбекян является знатоком диалекта донских армян, переводит рассказы Патканяна, написанные на нахичеванском армянском диалекте на русский язык. Но это уже другая история. А вот история с арапчонком Халибова говорит о том, что ничто в нашей жизни не проходит бесследно.

12 января 2019 года портрет арапчонка в Музей русско-армянской дружбы принесла семья Газарбекян. Кристина Газарбекян, ее очаровательная дочка Маргарита, брат Геворк рассказали гостям Музея, что раньше и не думали, что судьба их предка вызовет такой интерес у ростовских краеведов. Кстати, сам арап был очень симпатичным юношей. С моей точки зрения, был похож на Лермонтова. Да и не арап он был, а индус. Просто был темнокожим, поэтому в Нахичевани его все арапом и называли.

Вот такая удивительная история. Чем не сюжет для фильма?

О роли Артемия Павловича Халибова (Халибяна) в истории Нахичевани можно рассуждать долго. Но, с моей точки зрения, бесспорно одно. Именно при Халибове Нахичевань-на-Дону стал одним из процветающих городов юга России.

Георгий БАГДЫКОВ