Первый донской автомобиль был выпущен в Нахичевани-на-Дону

Интересно, что в начале двадцатого века в Нахичевани на заводе «Аксай» начали выпускать легковые автомобили «Олдсмобил», По сути, Нахичевань-на-Дону был одним из первых городов на юге России, который пробовал выпускать легковые машины. Более того, в 1916 году были построены новые крупные производственные корпуса на заводе «Аксай», где предполагался серийный выпуск грузовых автомобилей, а также авиационных моторов. Но вскоре в 1917 году произошла Октябрьская революция, и всем этим планам было не суждено осуществиться.

Напомню, что «Олдсмобил»— эта марка автомобилей, принадлежавшая корпорации GeneralMotors.

По данным Википедии, корпорация основана Рэнсомом Эли Олдсом в 1897 году и просуществовала до 2004 года. За свою 107-летнюю историю компания произвела 35,2 миллиона автомобилей, из них около 14 миллионов на своём заводе в Лансинге. До момента упразднения являлась одной из старейших автомобильных марок.

Завод «Аксай» в Нахичевани-на-Дону был известен своей продукцией не только в Российской империи, но и далеко за ее пределами.

Недавно, читая книгу известного общественного деятеля Нахичевани, ректора Нахичеванской армянской духовной семинарии, священника Рубена Бекгульянца «По Турецкой Армении», изданную в 1914 году, я узнал, что среди армян в Османской империи пользовались особым спросом изделия завода «Аксай». В частности, Рубен Бекгульянц пишет: «В Беркри к нашему удовольствию мы видели плуг фирмы завода «Аксай» из Нахичевани-на-Дону. Так приятно было увидеть этот плуг, который напомнил нам родину, а с другой стороны видеть прогресс в земледелии, так как здесь до сих пор пашут примитивным способом. Далее мы видели плуг фирмы Эккерта, но из расспросов крестьян я узнал, что русские плуги, то есть фирмы «Аксай», гораздо прочнее, больше и дешевле, а главное подходят к местной почве. Мне из достоверных источников сказали, что за последние три месяца распродано около 500 плугов, купленных армянами. Фирма «Аксай» прекрасно сделала бы, организовав в этом краю свою агентуру, чтобы избавить население от посредничества купцов, земледельческого банка и комиссионеров, а по цене свой товар сделать более доступным».

Но, к сожалению, в 1915 году в Османской империи стали массово уничтожать армянское и христианское население, истреблялись целые деревни и районы, где жили армяне. Убивали также греков, ассирийцев. Этот год печальный и страшный в истории армянского народа. Именно тогда начался геноцид армян в Османской Турции. Шла Первая мировая война, и всем было уже не до плугов фирмы «Аксай» из Нахичевани-на-Дону.

Но все же завод «Аксай» оставил яркий след в истории.

По данным Википедии, В 1890 году предприниматели Акимов и Григорьев открыли в станице Аксайской кузнечную мастерскую по ремонту бричек и плугов. А в 1891 году на окраине города Нахичевань-на-Дону построили завод по изготовлению плугов и создали акционерное общество «Аксай». Он также зарегистрировали торгово-промышленное товарищество «В. М. Григорьев и К». Позже завод стал называться «Завод земледельческих машин и орудий «Аксай».

На заводе «Аксай» были изготовлены первые 20 автомобилей, прототипом для которых послужили машины марки «Олдсмобиль». А в 1906—1912 годах выпускались лодочные моторы, первые отечественные тракторы, комбайны для уборки кукурузы, ротационные мотыги, рассадопосадочный комбайн.

Во время Первой мировой войны остро возникла потребность русской армии в автомобилях. И тогда царское правительство выделило средства на постройку шести автомобильных заводов, в число которых попало и существующее товарищество «Аксай». Прототипом для автомобилей завода «Аксай» была выбран грузовик марки «Паккард».

Но из-за революционных событий в России в 1917 году строительство ни одного из запланированных заводов завершено не было.

Правда, в 1918 году на заводе «Аксай» все же было собрано несколько бронеавтомобилей для добровольческой армии Юга России.

Вот так сложилась наша история, которая, как говорится, не терпит сослагательного наклонения. А жаль. Ведь Нахичевань-на-Дону вполне мог стать центром автомобилестроения на юге России.

Георгий БАГДЫКОВ