Нахичеванский театр

К концу XIX века культурная жизнь в Нахичевани достигла своего наивысшего расцвета. Нахичеванские светские салоны ничем не отличались от петербургских или московских. В начале ХХ века именно в Нахичевани проводил свои музыкальные вечера Сергей Рахманинов. В конце ХIХ века здесь было создано Общество любителей драматического искусства. Его члены ставили своими силами спектакли. Приглашали на гастроли армянские театральные труппы из других городов России и из-за рубежа.

Именно Общество любителей драматического искусства стало инициатором строительства в Нахичевани здания городского театра. Очень многое для развития драматического искусства в Нахичевани сделали известный общественный деятель Георгий Иванович Чубаров и нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов. Именно к нему решили обратиться 30 марта 1894 года от имени Общества любителей драматического искусства Нахичевани:

«Общее собрание членов общества любителей драматического искусства постановило избрать И.С. Чарыхова, Г.Х. Чалхушьяна, Г.Х. Бахчисарайцева и Д.Е. Ходжаева депутатами к Вам, чтобы просить Вас, как учредителя общества, принять близко к сердцу вопрос о постройке в городе нашем театра. Зная, что Вы всегда сочувственно относились ко всем добрым начинаниям, и уверены, что без вашего участия и содействия театр у нас не осуществится, общество и на этот случай просит Вашего благословения.
Председатель Хадамов».

И обращение в Нахичеванскую Думу от Общества:

«…Имеем своей целью распространять эстетическое образование среди наших граждан, содействовать местным благотворительным учреждениям денежными пособиями, построить собственный театр… Причем здание театра, по прекращению действий общества, поступает в собственность г. Нахичевана-на-Дону.

…Не обществу любителей драматического искусства решать, насколько оно оправдало ожидания учредителей и местного населения, но во всяком случае начав и продолжая свою деятельность среди апатии, равнодушия населения, не чувствовавшего потребности в эстетическом образовании, мало- помалу оно завоевало себе симпатии большей части населения, способствовало нравственному развитию общества хотя бы и в некоторой степени и не раз протягивало руку помощи местным благотворительным учреждениям… При всех своих усилиях общество бессильно осуществить свою идею − построить театр. Да не только у нас в Нахичевани, но даже в крупных центрах театры строятся и даже содержатся на городские средства, ибо театр −та же школа, и как школа, необходим для поднятия нравственного уровня населения.Впрочем, Нахичеванская Дума слишком хорошо понимает это, вот почему несколько лет назад она сделала постановление построить театр, для чего образовать театральный фонд. Этот фонд теперь составляет 9000 руб., общество драматического искусства имеет капитала готового 5000 руб. Но этого мало для того, чтобы решиться на постройку театра. Лучшее место для театра это Бульварная площадь».

В апреле того же 1894 года в Нахичеванскую Думу поступило заявление и от дирекции Нахичеванского коммерческого клуба: «Если осуществится здание театра, приспособленного и для надобностей клуба, то дирекция клуба немедленно заключит договор на срок по желанию городского самоуправления по цене 3000 р. в год».

Городская Управа не остается в стороне, она живо реагирует на все письма. Под председательством Балабанова составляется документ:

«Театр является не только увеселительным, но и просветительным учреждением, поставленным самим законом наряду с музеями и общественными библиотеками. Сооружение театра является поэтому прямым логическим продолжением тех усиленных забот об увеличении образовательных и просветительных средств, которые уже в течение ряда лет составляют наиболее светлую черту в деятельности городского управления. И, конечно, городская Управа поставила себе задачей изыскать способы и средства к возможно скорейшему осуществлению театра, не выжидая того отдаленного времени, когда для этого окажется достаточным театральный фонд. Поэтому решено было построить здание, которое одновременно служило бы для нескольких целей и следовательно с наименьшими затратами наиболее полно удовлетворило бы различные нужды города».

В прямых интересах города было соорудить собственное здание для городских общественных учреждений, которое, как специально приспособленное, представляло бы все необходимые удобства как для Управы, так и для Думы. Ведь городская Управа, сиротский суд и городская общественная библиотека в то время пользовались наемными помещениями, которые в тот момент перешли во владение Попечительства о бедных армянах. Также стало известно, что истекает срок найма помещения, арендованного нахичеванским Коммерческим клубом. Поэтому в Нахичеванской Управе пришли к выводу, что самым рациональным будет построить такое здание, в котором бы нашли помещение все перечисленные учреждения и которое явилось бы достаточно солидным, чтобы служить украшением города и достаточно доходным, чтобы окупить затраты на его сооружение.

Городская Управа вступила в переговоры с Обществом любителей драматического искусства и с дирекцией Коммерческого клуба. Общество драматического искусства заявило, что готово в случае сооружения здания концертного зала для сценических представлений со всеми к тому удобствами предложить 1000руб. в год, предоставив имеющийся у них капитал. И дирекция Коммерческого клуба немедленно заключит договор на срок по желанию городского самоуправления по цене 3000 рублей в год. Таким образом, если прибавить сюда еще наемную плату за помещения, занимаемые городскими учреждениями, то доход от здания будет 6000 руб. в год. Что покроет расходы по его сооружению.

Именно так Балабанов с городской Управой хотел решить довольно сложный вопрос о постройке театра в Нахичевани.

В 1896 году атаман пишет нахичеванскому голове Минасу Балабанову, что разрешает для надзора за постройкой театра избранным Ивану Михайловичу Чайлахову и Михаилу Гавриловичу Магдесиеву вступить в отправление своих обязанностей. То есть строительство театра начинает набирать активные обороты.

Театр сооружался по проекту выдающегося архитектора Нахичевани Николая Никитича Дурбаха. Первоначально театр должен был быть в 4 яруса и рассчитан на 800 мест. Но при сооружении один верхний ярус убрали. И число мест сократили до 700. Общая стоимость сооружения на то время оценивалась в сумму около 100000 рублей.

В 1898 году комиссия по сооружению театра докладывает, что театр строится, но необходимо было до наступления весеннего времени поспешить со сдачей столярных (наружных и внутренних оконных и дверных просветов) и штукатурных работ в здании театра, так как в то время были сравнительно дешевые цены на рабочие руки. Приступили к сдаче асфальтовых полов в здании и бетонных работ, а также нужно было заказать лестницы из мрамора, бетона и камня твердой породы.Лестницу в театре взялся установить известный мастер Сильвестр Антонович Тонитто.

Все денежные операции по перезалогу городской земли производили в Харьковском земельном банке.

Была спроектирована сцена. По этому проекту сцена была с трюмом и колосниками (настил под сценой, оборудованный устройствами для смены декораций, подъема и спуска осветительной аппаратуры и занавеса). Сцена предполагалась шириной 24 аршина, глубиной 15. Были также предусмотрены специальные аппараты для производства грозы, ветра, громовых раскатов и ударов грома. Мебель закупалась в Вене, от братьев Тонет. А завод Мартын изготавливал чугунные детали интерьеров.

Можно смело сказать, что это была стройка века в Нахичевани. Нахичеванская Дума, городская Управа, городской голова Минас Балабанов старались сделать все возможное, чтобы построить лучший театр на юге страны. Они мечтали, чтобы театр стал украшением города, его визитной карточкой. И у них это получилось!

Театр был торжественно освящен по обрядам Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви 16 декабря 1899 года. Открылся он постановкой спектакля по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» и сразу стал центром культурной жизни Нахичевани. Здесь ставили спектакли, проводили благотворительные балы, устраивали общегородские торжества. Приятно отметить, что здание театра до сих пор служит Мельпомене.

После октябрьской революции 1917 года в здании нахичеванского городского театра располагались следующие труппы: Ново-Нахичеванский театр, Рабочий театр, Театр рабочей молодежи, Театр комедии, Молодежный театр драмы имени Ленинского комсомола, Театр юного зрителя (1964−1996), Академический театр юного зрителя (1997−2000), Ростовский областной академический молодежный театр (с 2001 года).

Молодежный академический театр и сегодня очень любим ростовчанами. Он славится своими спектаклями.

Из книги Георгия Багдыкова и Оксаны Мордовиной «Всему городу — голова. Минас Балабанов»