Нахичеванские гайданы

Я рос нетипичным мальчиком. Не баловался, не шалил, не дергал девочек за косички, не любил драться с соседскими пацанами. Я любил читать. Особенно мне нравились книги Жюля Верна. Это был мой любимый писатель в детстве. Вообще, я жил в своем мире, а точнее в мире книг этого замечательного писателя. Такое поведение мальчика было настолько нетипично, что даже мама говорила мне:

− Деточка, может, пойдешь погулять, подышать воздухом?

У нас в Нахичевани все друг друга знали. Мы жили дружно и весело. На 23-й линии, где я родился и вырос, ребята любили играть в гайданы. Пожалуй, мое поколение было последним, кто знал эту игру. По крайней мере, теперь в Нахичевани мальчишки в гайданы не играют. Зачем? Когда есть компьютер и компьютерные игры. В моем детстве этого не было. Но зато было искреннее и доброе человеческое общение. Честно признаюсь, я не был мастером по игре в гайданы. Но поскольку с детства отличался любознательностью, то с интересом изучил правила этой игры.

В Нахичевани в гайданы играли всегда. Дело в том, что в старину после разделывания бараньих тушек на салганах ребятишки любили играть в гайданы (годж). Они собирали небольшие костные образования суставных поверхностей задних ног барана, которые легко помещались между большим и указательным пальцами правой руки. Каждой поверхности гайдана были даны названия: чик, пик, тала, арца. Подростки у заборов очерчивали кон, в котором выстраивали в ряд гайданы. Игра заключалась в том, чтобы с расстояния 5−6 шагов от кона гайданом можно было разбить выстроенный ряд. Поверженные гайданы забирались победителем. Иногда поверх гайданов клались монеты. Сброшенные с гайданов монеты доставались победителю. У каждого нахичеванского мальчика были свои излюбленные гайданы. Производились вращательные движения гайданом, дабы придать ему ускорение. Для того, чтобы этот излюбленный гайдан был тяжелее, в его середине проделывалась дырка, в которую заливался расплавленный свинец или олово.

Надо отметить, что в Нахичевани особенно любили баранину. Из мяса барана готовились излюбленные нахичеванцами лакомства. Например, эрешкик (суджук) – плоская колбаса из копченого бараньего мяса с чесноком. Нахичеванцами был любим и апухт, который готовился из плоской части лопатки. Куски баранины, подлежащие копчению, мыли, очищали, солили, посыпали чесноком, тмином, а затем вывешивали вялиться на воздухе. Бараньи язычки считались деликатесом. Их вялили, мариновали, коптили. Баранину также жарили (мис-тапак). Баранье мясо использовали при приготовлении армянских пирожков (пурисамса), пельменей (хашихберек) и долма (голубцы в виноградных листьях). Когда разделывали барана, то это было безотходное производство. Даже суставы задних ног барана использовали для игры в гайданы. И эта традиция существовала до 90-х годов минувшего столетия.

Но есть традиции, которые существуют и сегодня. Традиционно донские армянские мальчики с детства занимаются борьбой. Немало чемпионов по этому виду спорта вышло из среды донских армян. Взять хотя бы чемпиона по греко-римской борьбе Вартереса Самургашева. У нас в Нахичевани был легендарный тренер Сурен Саркисович Казаров. Он был поистине для многих нахичеванских мальчиков вторым отцом. Каждый пацан считал за счастье тренироваться у него. Но когда мне родители предложили походить на занятия к этому легендарному тренеру, то я и тут отличился.

− Вы что, ненормальные? − заявил я им. − Вы хотите, чтобы я добровольно дрался с людьми и делал им больно?

И я занялся, простите за тавтологию, самым спортивным видом спорта – шахматами. Даже имел какой-то разряд по этой игре. Но это уже другая история…

Георгий БАГДЫКОВ