Нахичеванский художник Чахирьян

В «Летописи Нахичевани-на-Дону» В.В. Смирнова часто цитируются воспоминания нахичеванского художника Сергея Павловича Чахирьяна. Он родился в Нахичевани-на-Дону в 1907 году в богатой семье. Был свидетелем исторических событий, которые изменили судьбу России, да и всего мира. Окончив в 1924 году нахичеванскую общеобразовательную школу, Чахирьян уехал в Ереван. В Ереване он продолжил обучение в художественном техникуме. В 1931 году Сергей Павлович переехал в Москву. Как график и иллюстратор С.П. Чахирьян имел успех на многих художественных выставках, проходивших в России в разные годы. В семидесятые годы минувшего столетия художник создал серию картин, посвященных своему детству и тем годам, которые он провел в Нахичевани.

Сергей Павлович Чахирьян оставил добрые и теплые воспоминания о городе своего детства Нахичевани: «Из этого города я уехал семнадцатилетним юношей и вернулся в него ненадолго семидесятилетним стариком. Это было как в сказке. Будто по волшебству вернулся день моего детства. Я ходил по тем же каменным плитам улиц, так же надо мной шелестели листья немного разросшихся акаций, вокруг стояли те же, иногда перекрашенные маленькие особняки с колоннами и затейливыми решетками. Как умно поступают строители городов, оставляя жить старые архитектурные комплексы и застраивая новыми многоэтажными домами новые районы».

К сожалению, сейчас подобного о строителях Ростова не скажешь. На наших глазах безжалостно уничтожаются и сносятся архитектурные памятники города. Но это тема отдельного разговора.

Как пишет Светлана Хачикян в работе «Неповторимые краски Чахирьяна», ненадолго в родной город Сергей Павлович вернулся в 1973 году. Он привез в дар Музею русско-армянской дружбы, по приглашению которого приезжал, шесть графических листов из серии «Воспоминания детства». Эти работы – оригинальное сочетание русского лубка и армянской средневековой миниатюры −поражают своей красочностью и непосредственностью.

После смерти Чахирьяна его вдова подарила Музею русско-армянской дружбы рукопись воспоминаний художника о Нахичевани. Особенно интересно рассказывает Чахирьян о нахичеванском голове Минасе Ильиче Балабанове. Он был личностью неординарной. Как пишет Чахирьян, все славное прошлое города Нахичевани, в смысле его благоустройства, связывалось с именем Балабанова. Сергей Павлович в своих воспоминаниях рассказывает байку, которую жители Нахичевани передавали из уст в уста. У Балабанова были грандиозные планы по благоустройству города. Но откуда брать деньги, он не знал. Город Нахичевань имел через Дон наплавной деревянный мост. Этот мост был очень важен, так как он соединял и город, и Россию с Северным Кавказом. Непрерывным потоком в обе стороны шли по мосту груженные разным товаром подводы. И вот Балабанов решил, что будет брать налоги с этих подвод в пользу города. И потекли деньги в нахичеванскую казну. Стали нахичеванцы мостить улицы, проводить водопровод, высаживать деревья и сады. Но эти действия были незаконными. В Петербурге узнали об этом, власти были крайне возмущены поведением нахичеванского головы. Тогда мудрый Балабанов отправился в Петербург. Но не стал встречаться с профильным министром, а встретился с его любовницей. Он очаровал ее, поцеловал ей ручку и подарил дорогое золотое украшение с драгоценными камнями. Попросил не скрывать от министра, что это подарок от нахичеванского головы Балабанова. И министр не стал его трогать. В конечном счете Балабанов ведь деньги потратил на благоустройство города. Вот такая байка среди обывателей ходила в те годы в Нахичевани и в Ростове.

А еще рассказывали, что в Нахичевани до октябрьской революции 1917 года работали самые лучшие и искусные фальшивомонетчики. Вроде бы делали они деньги из такого сплава, который было не отличить от золота. Говорили также, что часть дохода от этого нелегального промысла фальшивомонетчики передавали Балабанову, а тот, в свою очередь, тратил эти деньги на благоустройство Нахичевани. Все это не понравилось атаману Великого Войска Донского. И он приехал с проверкой в Нахичевань. Городской голова Балабанов лично встречал атамана и передал ему с поклоном поднос с ларцом. Сказал, что этот ларец − изделие нахичеванских умельцев. Атаман открыл ларец, а он был весь заполнен доверху золотыми червонцами. Атаман недоуменно посмотрел на Балабанова, а затем спросил: «А эти червонцы тоже изделие нахичеванских умельцев?» На это нахичеванский голова ответил: «Никак нет. Это чеканка монетного двора Его Императорского Величества». Атаман принял подарок. И вновь Нахичевань продолжала хорошеть и богатеть.

Конечно, сегодня уже никто не скажет, где в этих байках правда, а где вымысел. Байки есть байки. Тем более что эти истории можно назвать городскими легендами. Но то, что Минас Ильич Балабанов всем сердцем болел за свой родной город, стремился сделать его богаче и красивее, думаю, спорить никто не станет.

С. Хачикян в работе «Неповторимые краски Чахирьяна» пишет, что две работы художника, которые хранятся в Музее русско-армянской дружбы, особо ценны. Они называются «Хутум» и «Хдрелез». Хутум и Хдрелез − наиболее почитаемые донскими армянами христианские праздники.

Хутум − это разговение, первый день после окончания Великого поста и Воскресения Христа. Вечером дома накрывался праздничный стол, в центре стола были освященные куличи и яйца.

Хдрелез − главный праздник донских армян − день Святого Георгия.

Традиция праздновать Хдрелез пришла из Крыма. В Крыму это был праздник для всех народов. Православные греки 23 апреля отмечали рождение Святого Георгия. Этот день знаменовал собой начало весны. Мусульмане, в том числе крымские татары, отмечали его как день Весны, встречи братьев Хыдыра и Ильяса. Этот день был праздником для всех народов Крыма – греков, армян, крымских татар, караимов.

Донские армяне праздновали Хдрелез с 23 по 30 апреля во дворе церкви Святого Георгия. Эта церковь находилась на территории нынешней Театральной площади. Она располагалась на границе (меже) между Ростовом и Нахичеванью. Каждый год в эти дни организовывали на меже ярмарку. На эту ярмарку приезжали казаки, крестьяне из окрестных деревень. Выступали скоморохи, играли оркестры. Для детей крутили карусели и продавали сладости. В эти дни нахичеванские армяне вели особо оживленную торговлю. На этом празднике юноши выбирали себе невест. Именно эти праздники оказали на художника Чахирьяна неизгладимое впечатление. Сергей Павлович всегда с ностальгией вспоминал о том, как у него в семье в Нахичевани отмечали Хутум и Хдрелез.

Умер художник в 1985 году.

В.В. Рязанов в книге «От первого приюта до наших дней» приводит строки из письма Чахирьяна в Ростовский музей изобразительных искусств. Это письмо Сергей Павлович написал в 1980 году. В частности, о своих картинах, посвященных Нахичевани, и воспоминаниях художник писал, что «судя по печатным отзывам и по словам художников, это лучшее, что мне удалось сделать».

Я осмелюсь согласиться с художником. Считаю, что именно своими картинами, посвященными родной Нахичевани, а также интересными воспоминаниями об этом городе он и вошел в историю Ростова-на-Дону.

Георгий БАГДЫКОВ