Александр Лотос из Нахичевани стал инициатором установки памятника актеру Павлу Луспекаеву в селе Большие Салы

Недавно у нас под Ростовом, в селе Большие Салы, открыли памятник известному советском актеру Павлу Луспекаеву. Инициатором установки памятника талантливому актеру, сыгравшему роль Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни», был ростовский скрипач и общественный деятель Александр Лотошников. Он собрал группу единомышленников, в которую входил и автор этих строк. И менее чем за год общими усилиями мы смогли поставить памятник Павлу Луспепкаеву в армянском селе Большие Салы, где он родился.

Хотелось бы рассказать более подробно об Александре Лотошникове, благодаря усилиям которого у нас на Дону и появился памятник замечательному актеру.

Александр Лотошников родился в 1964 году в Нахичевани. Его дедушка по материнской линии был известным музыкантом своего времени. В нахичеванском доме Лотошниковых собирались люди творческих профессий. Частым гостем был прославленный скрипач Мирон Георгиевич Хачумов. К Лотошниковым в гости приходил также всемирно известный джазмен, основатель джазовой школы на Дону Ким Аведикович Назаретов. Поэтому с детских лет Александр увлекался музыкой. Уже маленьким мальчиком он знал, что обязательно станет музыкантом.

Сашу отдали в музыкальную школу, где он обучался игре на фортепиано. Но мальчик обожал скрипку. Когда он увидел, что его дедушка Арсен Назарович Каспаров начал обучать игре на скрипке сына своего друга, то твердо решил, что тоже будет играть на скрипке. Тогда дедушка сказал Саше: «Будь лучшим, и возле тебя будут стоять лучшие!». Этим девизом Александр Лотошников руководствуется в своей жизни. Ведь к хорошим и талантливым людям будут тянуться не менее достойные.

Первым преподавателем Лотошникова в музыкальной школе была Наталья Николаевна Горлова. Юный Саша Лотошников начал выступать в школьном ансамбле скрипачей, которым руководил известный в Ростове педагог Эмми Иванович Гентош.

Лотошников с детских лет общался и дружил с известным строителем Николаем Исаевичем Хафафяном. Николай Исаевич руководил работами по восстановлению и реставрации монастыря Сурб-Хач. Хафафян многое сделал для того, чтобы Сурб-Хач был спасен и стал Музеем русско-армянской дружбы.

Дочь Николая Исаевича, Любовь Николаевна Алавердян, которая долгие годы работала завучем в музыкальной школе имени Гнесина в Нахичевани, где учился Лотошников, вспоминала о том, как отец говорил ей:

«Любочка, как здорово, что мы спасли нашу святыню Сурб-Хач. И как правильно мы придумали – создать Музей русско-армянской дружбы. Это ведь тоже дело благородное и святое».

Мало кто из ростовчан сегодня знает и помнит, что Николай Исаевич Хафафян был замечательным пианистом и концертмейстером. Он аккомпанировал музыкантам из оркестра Александра Вертинского.

Первые концерты в Нахичевани Александр Лотошников давал совместно с Николаем Исаевичем Хафафяноми Мироном Георгиевичем Хачумовым (Мирончиком).

Как потом мне рассказывал сам Саша Лотошников, этот музыкальный и исполнительский опыт повлиял на его будущую жизнь. Он твердо решил стать не просто музыкантом, а по-настоящему народным скрипачом. И надо сказать, что ему это удалось.

Недавно Лотошников проявил себя и как общественный деятель. Он всем сердцем любит наш донской край, Ростов и Нахичевань. И решил, что у нас на Дону должен появиться новый символ. И этим символом, несомненно, уже стал памятник актеру Павлу Луспекаеву.

У Александра Лотошникова (Лотоса) много творческих планов. И я от души желаю ему, чтобы все эти планы претворились в жизнь.

Александр Лотошников активно пропагандирует музыкальную культуру донских армян. Конечно, мне очень приятно, что нахичеванская и народная музыка донских армян продолжает жить. И живет эта музыка благодаря таким замечательным музыкантам, настоящим патриотам и энтузиастам, как Александр Лотошников.

Георгий БАГДЫКОВ