Неизвестная лекция Мариэтты Шагинян

Мариэтта Сергеевна Шагинян (2 апреля (21 марта) 1888 − 20 марта 1982) – известный советский писатель, поэт, публицист, ученый. Она свидетель и участник исторических событий XX века − Первой мировой войны, февральской революции 1917 года, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, эпохи строительства социализма, Великой Отечественной войны, восстановления и прогресса страны в последующие десятилетия. Эти важнейшие этапы развития нашего государства Мариэтта Шагинян отразила в своем творчестве − романах, повестях, рассказах, стихотворениях, монографиях. Мариэтта Шагинян была Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинских и Ленинских премий. Она автор знаменитой «Ленинианы». Молодые годы писательницы прошли в нашем городе, она жила в Нахичевани. Публиковалась в газете «Приазовский край».

Мало кто знает, что Мариэтта Сергеевна писала еще и замечательные стихи, а до октябрьской революции общалась и дружила со многими поэтами Серебряного века.

Шагинян была необычной женщиной. В Нахичевани многие современники считали, что она «не от мира сего». Действительно, она была многогранно талантливым и неординарным человеком. Например, будучи коммунисткой, искренне верящей в учение Маркса, она с уважением относилась к христианской вере, к библейским заповедям, тесно общалась с Католикосом всех армян Вазгеном I. Кстати, Шагинян октябрьскую революцию восприняла как событие христианско-мистическое.

В книге «Приключение дамы из общества» Шагинян описывает перелом в сознании русской интеллигенции под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. А в начале двадцатых годов минувшего века опубликовала серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд», имевшую большой успех. По этой книге был снят фильм.

Поэтому мне было интересно узнать, как менялись взгляды Мариэтты Шагинян с возрастом. А это возможно проследить, изучая ее дореволюционные публикации в газете «Приазовский край».

Недавно ростовский краевед Оксана Мордовина прислала мне интересную заметку из газеты «Приазовский край» за 1913 год. Заметка называлась незамысловато: «Лекция М. Шагинян». В частности, газета сообщала, что в нахичеванском коммерческом собрании состоялась лекция М. Шагинян на тему «Две морали». В те годы было модно рассуждать на тему новой морали, роли семьи в обществе. Должна ли быть семья? Надо ли хранить верность? Что есть любовь? Возможна ли любовь в семье? Подобные вопросы поднимаются и сегодня в обществе. Но первые предпосылки той сексуальной революции, которая произошла в шестидесятые годы минувшего века на Западе, были тогда, в начале двадцатого века, у нас в России. Это можно понять, изучив доклад Шагинян. О чем же говорила и писала она в 1913 году?

«Удобство, благополучие, инстинкт семейственности − вот три кита родовой морали, ставшей в оппозицию с индивидуальной моралью. Будь я один, я ничего не боялся бы, но у меня семья, и я не могу рисковать ея жизнью. Этот конфликт индивидуальной морали с родовой показывает глубокое значение исторической культуры, вот почему и родовой эрос неизмеримо разрастается и постепенно вытесняет человеческое «я». Чем крепче мы сидим на земле, чем родовое ближе, тем совесть наша как бы чище».

Шагинян утверждала также, что брак − это целое море взаимных требований, ничего общего с любовью не имеющее. И потому ужас семейного быта в том, что он притупляет любовь и уничтожает ее истинное значение.

По мнению Шагинян, любить надо так, чтобы эта любовь была свободна от страха. Писательница утверждала также, что телесная близость не заменит жажды любви. И вывод (а в 1913 году ей было 25 лет) она делала такой − жениться хорошо, а не жениться еще лучше.

Кстати, некоторые исследователи считают Мариэтту Сергеевну Шагинян одной из первых феминисток Нахичевани. Я думаю, что так и есть. Да и эпоха была такой. Все жаждали свободы, нового устройства общества.

Конечно, представители старшего поколения не принимали подобных взглядов. Но Шагинян уже тогда считалась талантливой писательницей и хорошим оратором.

Автор заметки «Лекция М. Шагинян» пишет: «Отсутствие последовательности в речи, разбрасывание и не в меру частое цитирование различных авторов являются недостатками молодой лекторши, но она обладает большой эрудицией и хорошим литературным слогом. Публика приняла ее тепло и слушала с большим вниманием».

Автор заметки был прав. Мариэтта Сергеевна Шагинян впоследствии стала замечательным писателем и прекрасным оратором.

А вывод ее лекции 1913 года мне хорошо понятен. Этот вывод был сформулирован Сократом еще задолго до Шагинян. Когда один человек спросил у Сократа, жениться ему или не жениться, то он ответил: «Делай, что хочешь, − все равно раскаешься». Правда, потом добавил: «Женись непременно. Попадется хорошая жена − будешь счастливым. Плохая − станешь философом».

Жениться или не жениться? Тема вечная. Но я уверен, что семья будет всегда, пока существует человечество. Так устроен этот мир, так устроены люди. Они не могут быть одни. Мужчина и женщина всегда будут стремиться друг к другу, чтобы соединиться в любви, чтобы продлить род.

А что касается Шагинян… Я недавно вспоминал ее вновь. И вот почему. Она всегда боролась за права трудового народа, конечно, в том числе и за права женщин. Ведь, как я уже писал, ее считали одной из первых феминисток Нахичевани. Поэтому мне стало интересно: как бы она отнеслась к тому, что сегодня происходит в мире? Как бы отреагировала на то, что в Европе отменяют понятие папы и мамы, а вводят какое-то бесполое понятие «родитель»? Как бы она прокомментировала то, что сегодня после прихода к власти талибов происходит в Афганистане? Другая крайность. Там запрещают женское образование. Недавно средства массовой информации сообщили, что женщинам талибы (Талибан − организация, запрещенная на территории Российской Федерации) не разрешают также заниматься спортом, а волейболистку, члена сборной страны, казнили.

Конечно, эти вопросы риторические. Но над ними стоит задуматься. Ибо мир явно идет куда-то не туда. Но это на мой взгляд, конечно… Не думаю, что ради того, чтобы у нас появились «родители № 1 и № 2», жила и творила Шагинян. Вряд ли она могла также предположить, что из-за занятий спортом женщин будут убивать. Но мир таков, каков он есть. И Шагинян в этом уж точно не виновата.

Георгий БАГДЫКОВ