Нахичеванский пианист и гармонист Алиханов

Нахичеванская музыкальная культура, на мой взгляд, уникальна. Она сочетает в себе древние армянские музыкальные традиции, и в то же время в эту культуру вплетаются русские, украинские, молдавские мелодии.

Нахичеванские армяне всегда любили гулять с размахом или кутить, как тогда говорили. Купцы, когда отмечали свои успешные сделки, садились с шампанским и музыкантами на фаэтоны или в кареты и катались по линиям и улочкам Нахичевани. Громко играла музыка, чтобы каждый житель знал: такой-то купец гуляет.

Также с размахом погулять любили и простые нахичеванцы. Они торжественно отмечали дни рождения, именины и другие праздники, в том числе и религиозные.

Были и свои любимые музыканты, которые обязательно приглашались на все торжества и застолья. В моем детстве, например, таким музыкантом был Мирон Георгиевич Хачумов, легендарный скрипач Нахичевани и Ростова.

Сегодня эстафету Хачумова принял скрипач Александр Лотошников(Лотос). Теперь в Нахичевани ни одно торжество не проходит без участия Лотоса. Кстати, Лотошников многое сделал и делает для популяризации нахичеванской музыкальной культуры.

Но и в девятнадцатом веке были свои любимые исполнители. Так, в газете «Донская пчела» можно прочитать о нахичеванском пианисте и гармонисте А.И. Алиханове. Милая реклама, которую мне прислала краевед Оксана Мордовина. Сколько интересной информации хранится в наших архивах!

Кстати, из этой рекламы я узнал, что слово «именины» до революции писалось «имЯнины». Вообще, читая газеты тех лет, понимаешь, как сильно изменилась грамматика, орфография, а значение некоторых слов уже непонятно. Но это тема отдельного, очень обстоятельного и интересного разговора.

«Любимец нахичеванской публики. Известный артист. Пианист и гармонист А.И. Алиханов извещает, что желающие приглашать его на вечера, имянины, свадьбы и т.п., адресуются на Мало-Садовую ул., дом Негодаева, №10,спросить во дворе Марию Яковлевну Славгородскую».

Потрясающая реклама! Я так и не понял, что делал любимец нахичеванской публики в доме Негодаева и почему надо было его спрашивать во дворе у Марии Яковлевны Славгородской. Но, как говорил Остап Бендер, художника обидеть может каждый. Возможно, это был такой маркетинговый ход, характерный для девятнадцатого века.

Во всяком случае, мы теперь знаем, что интересы любимца нахичеванской публики в Ростове представляла во дворе дома Негодаева некая Мария Яковлевна Славгородская.

Георгий БАГДЫКОВ