Нахичеванские олеографические снимки картин Айвазовского

Великий маринист Иван Константинович Айвазовский посещал Ростов и Нахичевань-на-Дону в конце девятнадцатого века.

В 1895 году Айвазовский прибыл в Нахичевань для того, чтобы встретиться с Католикосом всех армян Мкртичем I Хримяном. Именно в этот приезд в Нахичевань Айвазовский подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину «Корабль в море, попавший в бурю». В тот год Иван Константинович приехал в Ростов и Нахичевань вместе со своей второй женой.

Сохранилось письмо Айвазовского к Г.А. Эзову, в котором он описывает свои впечатления о встрече с Католикосом всех армян Мкртичем Хримяном. В частности, Айвазовский пишет: «Мы, пробыв четверо суток в Нахичевани, возвращаемся домой. Приняли нас превосходно, у Патриарха был несколько раз и даже обедал у него… Он производит приятное впечатление, ни малейшего напускного ханжества».

Почему великий русский маринист Иван Константинович Айвазовский специально приехал в Нахичевань, чтобы встретиться с Католикосом всех армян? Потому что Айвазовский сам был армянином.

Отец Айвазовского Константин Айвазян (местные армяне называли его Геворгом) был старостой феодосийского рынка. Маму Айвазовского звали Рипсиме. Семья Айвазянов была большой. Сохранились воспоминания жителей Феодосии тех лет, в которых они рассказывали о том, как маленький сын Константина Айвазяна (Гайвазяна) Ованес «портил» стены домов, рисуя на них углем удивительные по красоте картины.

Кстати, брат Ованеса (Ивана) Саркис тоже стал известным человеком. Он вошел в историю как выдающийся армянский богослов по имени Габриэл (Гавриил).

Но вернемся к Ивану Константиновичу Айвазовскому и его посещению Нахичевани. Надо сказать, что Айвазовский очень любил Ростов и Нахичевань-на-Дону.

И ростовцы отвечали ему взаимностью. Недавно ростовский краевед Оксана Мордовина, работая в архиве, нашла интересные публикации газеты «Донская пчела» и прислала их мне.

В 1882 году «Донская пчела» сообщала своим читателям, что в типографии С.Х. Арутюнова можно приобрести олеографические снимки с картин Айвазовского. Кстати, Арутюнов был известным издателем в Ростове и Нахичевани-на-Дону. Впоследствии он издавал легендарную газету «Приазовский край».

Газета писала, что «исторические картины профессора И.К. Айвазовского «Буря на пути Х. Колумба в Америку» и «Прибытие Х. Колумба к о. Сан-Сальвадор», выставленные в прошлом году в С.-Петербурге и в течение двух месяцев привлекавшие массу публики, еще более возвысили нашего маститого художника, не только как первого мариниста Европы, но и как замечательного исторического живописца».

«Донская пчела» сообщала, что картины эти с прошлого лета вместе с другими небольшими картинами Айвазовского были выставлены в Лондоне и, судя по восторженным отзывам английских газет, истинные моряки оценили по достоинству великое дарование Айвазовского и признали его картины величайшими произведениями искусства. По данным «Донской пчелы», об этом подробно написано в «Правительственном Вестнике» за 1881 год.

«Недавно с картин этих сделаны под наблюдением самого художника замечательные олеографические снимки, до такой степени близко подходящие к оригиналу, что многие затрудняются отличить их от произведений самого художника. Любители художественно выполненных картин могут приобрести олеографические снимки с названных картин профессора Айвазовского в Нахичевани-на-Дону, в магазине письменных принадлежностей при типолитографии С.Х. Арутюнова».

Думаю, надо пояснить, что такое олеографические снимки. В Интернете, в частности, в Википедии, вы можете прочитать, что олеография ─ вид цветного полиграфического воспроизведения картин, выполненных масляными красками. Для получения олеографии применялся многокрасочный способ литографского воспроизведения картин. Для большего сходства изображения с оригиналом типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков масляной краски.

Вот такое определение олеографии дается в Интернете. Конечно, такие снимки несовершенны. Но для тех лет олеография была чудом техники.

Кстати, надо сказать, что Айвазовский был не только великим маринистом, но еще и хорошим предпринимателем. Он умел делать деньги, как сегодня говорят. В том числе зарабатывал и на своих картинах.

Как я уже писал, Айвазовский с большой любовью относился к Ростову и Нахичевани.

Мало кто знает, что в Ростовском областном музее изобразительных искусств экспонируется и хранится портрет нахичеванского головы Халибова кисти Айвазовского. Известный нахичеванский голова Артемий Павлович Халибов (Арутюн Погосович Халибян) вошел в историю города как яркий руководитель, общественный деятель.

Портрет Халибова был написан Айвазовским в начале 1862 года. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Ростовский искусствовед В.В. Рязанов считал, что портрет нахичеванского головы Халибова является одним из лучших портретных произведений Айвазовского.

Мне же особо приятно, что великий художник прославил на весь мир и нашу Нахичевань, написав портрет головы этого города Халибова.

Думаю, мы должны помнить и гордиться тем, что в наш город приезжал великий маринист Иван Константинович Айвазовский.

Георгий БАГДЫКОВ