Как делили рынки сбыта нахичеванские виноделы

Донские армяне весьма успешно занимались виноделием. Местные вина высоко ценились далеко за пределами донского края. А между нахичеванскими виноделами шла жесткая и нешуточная борьба за рынок сбыта. И эта борьба отражалась даже в рекламах фирм и винных торговых домов. Ох уж эта реклама! Вот уж точно ─ двигатель торговли.

Недавно ростовский краевед Оксана Мордовина мне прислала публикации газеты «Донская пчела» за 1890 год. Признаюсь честно, даже не ожидал, какая конкуренция была среди виноторговцев тогда.

В Нахичевани не только почти все знали друг друга, но и многие купцы имели тесные родственные связи. Но это не мешало им конфликтовать и конкурировать друг с другом. Именно такая история произошла с виноделами Аджемовыми (точнее сказать, с его наследниками) и их родственником Айвазовым. Эта конкурентная борьба нашла свое отражение в рекламных объявлениях, которые были опубликованы в газете «Донская пчела».

Итак, фирма Аджемова в 1890 году сообщила читателям «Донской пчелы», что она присутствует на рынке с 1853 года. Были опубликованы адреса магазинов в Ростове и Нахичевани. В Ростове торговый дом Аджемова располагался в переулке Николаевском (угол Темерницкой улицы, в собственном доме), а в Нахичевани в доме Мелконова на ул. Бульварной, также по 1-й Соборной улице в доме братьев Поповых и по 2-й Георгиевской улице в доме И. Аджемовой.

Сообщалось также, что фирма Н.Н. Аджемова торгует русскими и иностранными винами, винами собственного производства, атакже крымскими, кавказскими и бессарабскими. Бессарабские вина сегодня называются молдавскими.

«Всякие требования исполняются немедленно и аккуратно». Такое уточнение в рекламе мне понравилось особенно.

И тут же сообщалось, что конкурент Айвазов ведет себя неправильно, так как «рекламирует постоянно, что его винная торговля есть бывшая Н.Н. Аджемова».

Доводилось до сведения господ покупателей, что виноторговля Н.Н. Аджемова существует в Ростове и Нахичевани, что Айвазов занимает лишь помещение, в котором прежде находилась торговля Аджемова, и что торговля его не имеет ничего общего с фирмой Аджемова. А потому фирма Аджемова просит покупателей обращаться со всеми заказами исключительно к ним, в главную торговую точку фирмы, которая располагается в Нахичевани на Бульварной площади. Напомню, что Бульварная площадь Нахичевани ─ это нынешняя площадь Свободы.

В свою очередь Е.С. Айвазов в рекламе писал, что также занимается торговлей разными винами, в том числе и винами собственного производства. Его главный винный магазин располагался в Ростове, на Московской улице, в доме Балиева. Айвазов также публиковал адреса других своих магазинов и винных складов. В своей рекламе он, в частности, писал: «Прошу фирму мою не смешивать с рекламами Н.Н. Аджемова в Нахичевани, которая рекламирует, якобы я арендую только то помещение, где была торговля Н. Аджемова. Сим уведомляю, что моя торговля есть действительно бывшая Н.Н. Аджемова, что небезызвестно и господам покупателям, имеющим дело со мною 10 лет, знающим меня как близкого родственника покойного Н. Аджемова и владельца этой торговли. Со смертью же Н. Аджемова я свой склад и торговлю переименовал под собственное имя с наименованием «бывшая Н.Н. Аджемова» в силу владения этой торговлей до смерти покойного Н. Аджемова. О чем довожу до сведения господ покупателей и прошу не смешивать мою фирму с нахичеванской. Е.С. Айвазов».

Вот такие нешуточные страсти кипели среди нахичеванских виноделов, наследников Аджемова, в 1890 году.

С тех пор прошло немало лет. Сменились не только поколения, но и целые эпохи. А что изменилось в поведении людей и предпринимателей? Ничего. Все так же делят наследства и борются за рынки сбыта.

Говорят, что история учит тому, что ничему не учит. Позволил бы себе не согласиться с этим утверждением. Лично меня история научила тому, что люди всегда остаются людьми со своими пороками, слабостями, страстями, влечениями, желаниями. Люди бывают добрыми, но и очень завистливыми. Так было, есть и будет. Такова природа человека. А уж о предпринимателях и рассуждать не буду. Это люди особого склада ума, характера и образа мыслей. Родственные чувства многим из них неведомы. Иначе бы они не смогли заработать больших денег. Но это лишь мое субъективное мнение.

Георгий БАГДЫКОВ