Серафим Арутюнов и его «Приазовский край»

Вышла в свет книжка «Серафим Арутюнов. Огненный дух просветительства» из серии «Жизнь замечательных нахичеванцев». Автор − Наталья Васильевна Самарина, известный ростовский ученый, педагог, общественный деятель, доцент, кандидат исторических наук.

Эта уникальная исследовательская работа посвящена неординарному человеку, которого можно смело назвать пионером издательского дела, − Серафиму Христофоровичу Арутюнову (1848−1911).

Дело в том, что он в 1891 году основал легендарную газету «Приазовский край», которая была невероятно популярна на юге России. Вы только вдумайтесь в цифры тиража газеты. По данным известного ученого, историка Евгения Ахмадулина, тираж газеты к началу двадцатого века составлял 17 тысяч экземпляров. А уже в 1914−1917 годах тираж «Приазовского края» достиг 40 тысяч экземпляров. Но и это не было пределом для популярной газеты юга страны. Некоторые номера печатались еще большим тиражом − до 60 тысяч экземпляров.

Какая сегодня, в двадцать первом веке, ростовская городская газета может заявить о таком тираже? И это при том, что в Российской империи начала двадцатого века такой массовой грамотности как сейчас не было. Тогда многие не умели читать. То есть газета была предназначена для грамотных и интеллигентных людей. Она своей задачей ставила просветительскую деятельность. И это важно помнить сегодня.

Меня очень тронуло выступление Натальи Васильевны Самариной на презентации книги, которая состоялась 17 октября 2024 года в Нахичеванской-на-Дону армянской общине в Ростове. Наталья Васильевна вспомнила, что как-то на очередных Шагиняновских чтениях к ней подошел ростовский краевед, врач и публицист Минас Георгиевич Багдыков и сказал, что до переезда в Ростов Варшавского университета именно газета «Приазовский край» осуществляла великую просветительскую миссию народа. Минас Георгиевич попросил Наталью Васильевну как известного ученого заняться по возможности исследованием этого вопроса. Как оказалось, Наталья Васильевна запомнила эту просьбу Минаса Георгиевича. И спустя годы выполнила ее.

Наталья Васильевна Самарина в книге «Серафим Арутюнов. Огненный дух просветительства» пишет:

«Обстоятельства моих штудий как историка-краеведа сложились так, что к публикациям газеты, основанной Серафимом Христофоровичем Арутюновым, я не раз обращалась как историческому источнику с вполне определенными и очень разными целями. Первым было знакомство с текстом М. Шагинян «Еще о ”Вехах”» (1909) для работы, посвященной полемике об этом сборнике в российской печати 1909−1912 годов. Затем работала с газетными подшивками при написании диссертации, освещающей экономическую деятельность и социокультурный облик донских предпринимателей конца XIX− начала XX века. «Приазовский край» оказался ценным и репрезентативным источником благодаря опубликованным в нем статьям по проблемам экономического развития края, оценкам деятельности городских самоуправлений донских городов и характеристикам действий, имевшихся в области предпринимательских организаций».

Как я уже писал, «Приазовский край» был очень популярным изданием не только Ростова и Нахичевани-на-Дону, но и всего юга России, Новороссии, Северного Кавказа. Газета имела отделения в Новочеркасске и Таганроге, Екатеринодаре и Мариуполе. Подписка принималась также в Ейске, Новороссийске, Керчи, Грозном, Владикавказе, Бахмуте, в окружных станицах области Войска Донского.

А вообще, история легендарного издания началась с того, что нахичеванец Арутюнов в 1891 году купил ростовскую газету «Дикое поле» и преобразовал ее в «Приазовский край». Вскоре газета оказалась самой читаемой на юге России и во всей области Войска Донского. Здесь печатались известные писатели, публицисты и журналисты того времени. Долгие годы Арутюнов был и издателем, и редактором этой газеты.

Именно в «Приазовском крае» начинала свой творческий путь известная писательница советской эпохи Мариэтта Шагинян. Она публиковала в газете свои статьи, очерки, рассказы и стихи. Выступала с необычными для того времени лекциями, обсуждая вопросы семьи, любви, феминизма, свободы творчества и женщин.

Как пишет Наталья Васильевна Самарина, на страницах «Приазовского края» можно найти также раннюю поэзию и прозу Мариэтты Сергеевны Шагинян. Первый ее стихотворный роман-пародия «Месяц на Волге» печатался в номерах воскресного приложения газеты летом 1906 года. Летом 1910 года там же появилась ее очередная стихотворная пародия в нескольких главах «Ипполит». Вообще, воскресные приложения «Приазовского края» и предназначались в основном для того, чтобы знакомить читателей с рассказами и стихами российских и зарубежных литераторов.

На мой взгляд, одним из самых ярких журналистов начала XX века, который публиковался в газете «Приазовский край», был Яков Васильевич Абрамов. Его считают родоначальником целого направления в литературе и журналистике. Это направление так и называли − «абрамовщина».

«Абрамовщину» противопоставляли теории Льва Толстого о «непротивлении злу». Теория Абрамова − это «теория малых дел». Его идеи были противоположны взглядам Льва Толстого, а также «теории больших дел», революционных свершений, за которые агитировали Маркс и Ленин. Идеи Абрамова были близки многим представителям интеллигенции того периода времени. Ведь он говорил о «теории малых дел» и эволюционном развитии общества, а не о потрясениях и революции.

Как тогда говорили, у издателя «Приазовского края» Арутюнова было чутье на талантливых журналистов и публицистов. И это абсолютная правда. Наверное, поэтому его газета и была самой популярной и читаемой в начале двадцатого века.

С газетой активно сотрудничал писатель Александр Серафимович, а также многие другие известные литераторы, журналисты тех лет. Именно в «Приазовском крае» начинал свою литературную деятельность писатель Алексей Иванович Свирский.

Авторы газеты нередко выступали с критикой чиновников и гласных дум Ростова и Нахичевани. Кстати, за эту критику и карикатуры не раз в те годы на «Приазовский край» подавали в суд. Но это все придавало изданию еще большую популярность у читателей.

Несмотря на существенные судебные издержки, газета могла позволить себе платить достойные гонорары своим авторам. Например, юная писательница Мариэтта Шагинян в число штатных сотрудников «Приазовского края» не входила. Но те гонорары, которые ей платили за публикации, были для нее значимым подспорьем.

А вообще, обычный гонорар автора фельетона, статьи, новеллы, аналитического обзора, занимавшего подвал газетной полосы, составлял примерно двадцать рублей. Неплохие деньги для тех лет.

Знаете, как называли своего руководителя Арутюнова сотрудники газеты «Приазовский край»? Конечно, редактором. Но еще и товарищем. Коллега, единомышленник, помощник, впоследствии также редактор, известный журналист А. Тараховский о Серафиме Христофоровиче писал:

«За много лет моего знакомства, более или менее близкого, с Серафимом Христофоровичем у меня накопилось громадное количество его писем, совершенно не имеющих ни малейшего отношения к газете. То он просил навести справки в суде о деле какого-нибудь ростовского мещанина, голодающего со своей семьей. То надо было хлопотать перед консулом о паспортах армян из Турции, то умолял собрать что-нибудь для заболевшего священника. Серафим Христофорович всегда о ком-нибудь хлопотал, кого-нибудь защищал, и это действительно доставляло ему громадное нравственное удовлетворение в его поистине без преувеличения подвижнической жизни, полной труда, горьких разочарований, материальных лишений, забот, травли, непрерывной нервной тревоги».

А еще А. Тараховский вспоминал об Арутюнове так:

«Его никогда не видели ни в клубах, ни в театрах, ни на балах, он не знал, что такое развлечения, не имел представления об отдыхе, за всю свою жизнь, кажется, только один раз уезжал на воды лечиться и то лишь тогда, когда стало уже совсем плохо и когда близкие люди насильно усадили его в вагон».

Серафим Христофорович был человеком скромным, посвятившим свою жизнь служению людям, издательскому и просветительскому делу.

Арутюнов также был гласным Думы Нахичевани-на-Дону, секретарем городской управы, юристом и почетным мировым судьей.

И все-таки главным делом жизни Серафима Христофоровича Арутюнова была газета «Приазовский край».

Известный ростовский писатель и краевед Владимир Сергеевич Сидоров об Арутюнове в своей «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» писал так: «Пяти лет не дожил Арутюнов до четвертьвекового юбилея своей газеты, ставшего подлинным ее триумфом. Однако лидирующей ролью «Приазовского края» насладился вполне».

Как пишет Наталья Васильевна Самарина в книге «Серафим Арутюнов. Огненный дух просветительства», в 1916 году, в связи с 25-летием газеты, в ее юбилейном номере было опубликовано большое число приветствий «Приазовскому краю» от его многолетних и многочисленных сотрудников, находившихся в разных городах России, работавших в разных периодических изданиях. Но больше всего запомнились строки верного соратника Арутюнова А.Б. Тараховского: «Велики заслуги Серафима Христофоровича как общественного деятеля, но они тускнеют перед его заслугами как редактора первой и единственной большой краевой газеты, которой удалось не только уцелеть, но вырасти и окрепнуть исключительно благодаря его труду, энергии, мудрой заботливости и редкой корректности».

Газета «Приазовский край» издавалась в Ростове-на-Дону с 1 сентября 1891-го по 1920 год. Она перестала выходить лишь после окончательного установления советской власти на Дону.

В отличие от царских чиновников с газетой никто не судился. Ее просто закрыли административным решением. Так закончилась история легендарной дореволюционной газеты «Приазовский край».

К сожалению, сведений о создателе, издателе и редакторе газеты Серафиме Христофоровиче Арутюнове до наших дней сохранилось крайне мало. А потому считаю необходимым поблагодарить известного ростовского историка, педагога, исследователя Наталью Васильевну Самарину за этот уникальный труд под названием «Серафим Арутюнов. Огненный дух просветительства». Она провела огромную исследовательскую работу, важность которой трудно переоценить.

Хочется также поблагодарить сотрудников Донской государственной библиотеки, краеведа Оксану Мордовину, члена Донского союза армянской молодежи Аиду Иванян за помощь в работе над иллюстративной частью книги.

Следует несколько слов сказать и о серии «Жизнь замечательных нахичеванцев», ответственным редактором которой является Нонна Владимировна Мирзабекова. Эта серия издается Нахичеванской-на-Дону армянской общиной (председатель правления − Арменак Арутюнович Сурмалян) в рамках культурно-просветительской программы. Очень важную деятельность, я бы даже сказал, просветительскую миссию общины, курирует историк, кандидат исторических наук Сергей Михайлович Саядов.

Мне думается, что воспитываться подрастающее поколение должно на достойных примерах. Жизнь же Серафима Христофоровича Арутюнова и является настоящим примером служения людям и своему делу.

Георгий БАГДЫКОВ