«Кто расскажет о нас…» − так называется новая книга, вышедшая в рамках культурной программы Нахичеванской-на-Дону армянской общины. Автор и составитель − Элина Григорьян, ответственный редактор − Нонна Мирзабекова. Книга необычная. Честно сказать, ничего подобного ранее я не читал. Почему? А потому что в этом издании собраны воспоминания армян-бакинцев о своем некогда родном городе и о людях, живших в нем.
Напомню, армяне в Баку, столице Азербайджана, жили не одну сотню лет. Построили там немало памятников архитектуры и внесли значимый вклад в культуру не только Баку, но и всего Азербайджана. Понятно, что нынешнее руководство этой страны в силу политических обстоятельств старается не вспоминать о своих бывших соотечественниках, а тем более об их вкладе в культуру и экономику Азербайджана. Они все никак не нарадуются своей победе, которую осуществили при помощи Турции над маленькой и непризнанной республикой Нагорного Карабаха (Арцаха). Более того, дабы выглядеть прилично перед лицом международного сообщества, они лицемерно приглашают армян-беженцев возвращаться, принимать гражданство Азербайджана и спокойно жить. Только при этом разрушают армянские храмы и кладбища, утверждают, что и армян-то никаких нет, а это непонятный народ, пришедший чуть ли не из Индии. Ну да Бог им всем судья.
Тем и важна книга «Кто расскажет о нас…». Более того, это уже не просто книга, а целый армянский национальный проект, в котором будут собираться и издаваться воспоминания тех людей, которые жили не только в Баку, но и в Азербайджане, а также потомков беженцев армян из Османской Турции. Напомню, что там в 1915 году произошел геноцид христианского населения − армян, греков, ассирийцев. Этих людей депортировали из тех мест, в которых они жили испокон веков.
Кстати, в книге «Кто расскажет о нас…» опубликованы трогательные воспоминания об известном ростовском фотохудожнике Карпе Григорьевиче Пашиньяне (1950−2022). Отец Карпа Григорьевича пережил немало испытаний. Григорий Никитович в годовалом возрасте вместе с мамой и 17-летним старшим братом Карпом чудом спасся от смерти, их семья смогла бежать из Османской Турции.
Таких и подобных историй сотни, тысячи. Напомню, что сегодня немало армян живет не только в Ростовской области, но и в Краснодарском и Ставропольском краях. Не будем забывать, что многие из них − это потомки тех беженцев 1915 года! Да и донские армяне, которых сюда, на донские земли, переселила Екатерина Великая из Крыма, когда-то совсем не добровольно покинули свою историческую родину Ани − столицу древней Армении.
Сейчас на наших глазах совершился исход всего армянского населения из Нагорного Карабаха (Арцаха). С моей точки зрения, трагедия библейского масштаба. Люди, конечно, могут уйти, но культура не должна исчезнуть.
И вот важность книги «Кто расскажет о нас…» Элины Григорьян и Нонны Мирзабековой как раз в этом − рассказать о людях и о самобытной культуре бакинских армян.
Не могу не отметить, что в этом уникальном сборнике собраны рассказы разных авторов. Например, Марианна Анатольевна Ступка (Карагульян) едва ли не всю жизнь записывала обрывки воспоминаний старших членов своей семьи о том, что было пережито ими в годы геноцида 1915 года.
А как трогательно написал свой очерк о выдающемся ростовском фотохудожнике Карпе Григорьевиче Пашиньяне заведующий реставрационной мастерской РОМИИ Игорь Поливода!
Подобных историй и человеческих судеб в книге приведено немало. Уверен, эти истории не могут не тронуть читателя.
Но почему-то мне особенно запомнился рассказ Элины Григорьян об известном бакинском актере Константине Гайковиче Адамове. Он был ведущим актером и режиссером бакинского Театра русской драмы имени Самеда Вургуна. Был награжден медалью «За выдающиеся заслуги в развитии азербайджанского искусства и литературы в связи с декадой азербайджанского искусства и литературы в Москве» (9.06.1959). За исполнение роли Александра Сергеевича Пушкина в спектакле «Шаги командора» в 1971 году Адамов стал лауреатом Государственной премии Азербайджанской ССР. В 1972 году он получил звание народного артиста Азербайджанской ССР.
Бакинские театралы, когда шли на спектакли с участием Константина Адамова, говорили с особой любовью и нежностью: «Сегодня идем на Котика Адамова».
Ну а финал истории и жизни этого выдающегося человека, как вы можете догадаться, печален.
Из воспоминаний бывшей бакинки, ныне жительницы Ростова, Наиры Бекгулян: «Когда в конце 1980-х начались бакинские погромы, наша семья, наученная горьким опытом бакинской резни 1915−1918 годов, не стала ждать, когда в городе начнут убивать армян. Мы спешно покинули Баку. Благо нам было куда ехать, в Ереване жили мои тети и двоюродные сестры. Мы остановились у них. В один из вечеров, когда смотрели новостную программу по АРМ ТВ «Лрабер», стали показывать, как в Ереван прибыла из Баку партия с очередными беженцами. Для нас к тому времени это было уже в какой-то степени делом привычным видеть несчастных, часто побитых, одетых наспех или полураздетых, босых людей. Сил плакать уже не было. Мы просто смотрели… И вдруг глаза мои расширились от ужаса, к горлу подступил комок рыданий. По ступеням трапа самолета спускали на носилках пожилого мужчину, лицо которого представляло собой некое кровавое месиво. И все же я узнала его. Не могла не узнать! Ведь этого человека знал и боготворил весь наш город, он блистал когда-то на сцене Бакинского театра русской драмы им. С. Вургуна − ведущий актер и режиссер Константин Адамов. Это было ужасно − видеть человека, так много сделавшего для культуры Баку, любимца театрального Баку, в таком униженном состоянии. К Константину Гайковичу подошли журналисты, чтобы расспросить о том, как все было. Он заговорил с большим трудом, я увидела, все зубы у него выбиты. Он сказал: «Когда-то меня приглашали выступать на сценах Москвы, звали переехать в Париж, но я не мог оставить свой Баку, так я любил этот город. И вот, посмотрите, что «он» со мной сделал!»
Следует добавить, что Адамов выжил чудом. В 1990 году Константина Гайковича, как и многих жителей армянской национальности, которые до последнего дня не верили, что такое может с ними случиться, вывезли паромом из Баку. Успели вывезти. Тогда армян паромом переправляли в Красноводск. А уже оттуда самолетами в Ереван или в другие города.
Считается, что армянские погромы в Баку длились с 13 по 20 января 1990 года. Приблизительно в это же время на границе Азербайджана и Армении начались бои с применением не только стрелкового оружия, но и артиллерии. Заметьте, все это происходило в Советском Союзе. Страна тогда была едина. Как такое могло случиться?
Я помню хорошо то время, помню тот ужас, который охватил меня и мою семью от всего происходящего, помню, как мой отец, заслуженный врач России Минас Георгиевич Багдыков, в то время работавший в медсанчасти «Ростсельмаша», старался всячески помогать армянским беженцам, благодаря руководству завода им старались находить рабочие места. Все это было. И мы должны об этом помнить, чтобы подобный ужас никогда не повторялся.
Кто несет за все произошедшее ответственность? А как вы думаете? Если в школе мальчишки-хулиганы что-то взорвут или кого-то убьют, то кто будет ответственен? Конечно, директор и родители хулиганов. Если какое-то ЧП происходит в больнице, то кто отвечает? Главный врач, заведующий отделением.
А вот у нас как-то оказалось, что ответственных нет. Были этнические чистки, пострадали мирные люди с обеих сторон, шла в некогда единой стране война между республиками, а виноваты националисты, бандиты и так далее. Но кто вооружил этих националистов, откуда у них появилось стрелковое и артиллерийское оружие? Как такое могло быть, когда в стране за незаконное ношение оружия тогда (да и сейчас) следует уголовное наказание? Как? Где были советские и иные органы безопасности? Почему погромщики точно знали, кто и где живет? Кто водил их рукой? Почему никто не обеспечил безопасность мирного населения? У меня немало вопросов, на которые никогда не получу однозначных ответов. Но я твердо знаю, что такое всегда происходит, когда разваливается страна.
Не хочу давать никаких политических оценок. Не об этом речь и не мое это дело. Но тот, кто управляет страной, тот и ответственен. Хочет он этого или нет. Я так считаю.
Но вернемся к печальной судьбе выдающегося актера и режиссера Константина Адамова, который, кстати, снимался еще и в советских кинокартинах.
Адамов не смог пережить всего произошедшего с ним, не смог пережить потерю любимого города Баку, которому он посвятил всю свою жизнь.
Он умер 11 мая 1990 года в Москве и похоронен на Николо-Архангельском кладбище, в закрытом колумбарии, ячейка 78.
Судьба этого талантливого человека, Константина Адамова, − сюжет для фильма или повести. Несомненно, о таких людях надо рассказывать. Ведь иначе кто расскажет о нас потом?
У армянского народа есть немало красивых легенд, историй и сказок. Все они очень мудры и поучительны.
Вот одна из таких легенд приводится в книге «Кто расскажет о нас…». Некогда грозный Тамерлан напал на Армению. Его воины жестоко убивали мирное население, грабили и разрушали храмы. Но неожиданно Тамерлан серьезно заболел. Он умирал. Тогда смертельно больному Тамерлану сказали, что есть настоятель армянского монастыря по имени Аракел, который излечит его. Аракела позвали к грозному Тамерлану. Тот молитвами и травами излечил завоевателя. Но попросил его, чтобы он отдал ему столько армянских пленников, сколько поместится в храме его монастыря. Тамерлан согласился. Люди стали входить в храм к Аракелу − сначала десятками, потом сотнями, тысячами. Легенда гласит, что семьдесят тысяч пленников вошли в храм. Но как они там поместились? Оказалось, что настоятель Аракел превращал своими молитвами людей в голубей и выпускал их в окно. И они разлетались по свету в поисках родных домов. А потом, найдя свои жилища, вновь превращались в людей. Такая красивая легенда…
Почему я вспомнил это сказочное предание? А потому что оно глубоко символично. Почти весь армянский народ разлетелся по миру, унося с собой частичку своей родины и культуры.
И великая миссия проекта «Кто расскажет о нас…», задуманного Нонной Мирзабековой и Элиной Григорьян, − сохранить память о людях, передать ее последующим поколениям.
Очень приятно, что Донской союз армянской молодежи, созданный при Нахичеванской-на-Дону армянской общине, подхватил идею этого проекта. И уже проводятся поэтические вечера. Это очень важно. В этом смысл нашего мирского существования − в преемственности. Ведь когда-то уйдем и мы, сменятся поколения. Но кто-то должен помнить и о нас. Иначе прервется связь времен.
А закончить свой рассказ о книге мне хочется стихами большого друга армянского народа, замечательного ростовского поэта Бориса Вольфсона.
Так проще − прорастет трава забвения,
Потом следы убийства скроет ночь.
Мой горький стыд и боль моя,
Армения,
Прости, что не сумел тебе помочь!
У всех свои заботы, тем не менее, −
политика, поправшая мораль.
Летит в метель сентябрьская
Армения,
Вступает в свой трагический февраль.
Да, скажут пару слов про сожаление,
а может, и забудут вставить в речь.
Ведь ты на карте так мала,
Армения,
Тобою можно просто пренебречь.
Однако мир тебе не вымолит прощения,
Всё испытает вскоре на себе.
Я об одном молюсь: живи,
Армения,
Сестра моя по крови и судьбе!
23 сентября 2023 года.
Ростов-на-Дону.
Георгий БАГДЫКОВ