245 лет Нахичевани-на-Дону

Великий исход

Переселение на донскую землю армян из Крыма называли великим исходом. Так оно и было. Переселение началось в августе 1778 года. Вместе с другими христианами, греками, армяне покидали Крым. Переселив христиан Крыма на новые земли, императрица Екатерина Великая решала много важных задач. Этим самым переселением она экономически ослабила Крымское ханство. Христиане полуострова платили хану немалые налоги, да и были хорошими ремесленниками и торговцами. Екатерина Великая хотела, чтобы христиане Крыма способствовали развитию юга Российской империи. Ведь армяне, например, должны были не только осваивать новые земли, но и по её замыслу, развивать на Дону ремесла и торговлю. Так и получилось, как и рассчитывала императрица.

Надо сказать, что армяне с болью и тревогой прощались с Крымом. Ведь полуостров стал их родиной, там были похоронены их деды и прадеды. Пришли они в Крым из древней столицы Армении города Ани. До нашего времени сохранились лишь руины этого города. Они сейчас находятся на территории современной Турции.

Так уж сложилось историческая судьба армянского народа, что ему нередко приходилось покидать обжитые земли, осваивать новые территории, строить новые города и села.

Армяне Крыма боялись турецкой экспансии. Не будем забывать, что этот полуостров долго находился под властью Османской империи.

В этот период начинается соперничество между Россией и Турцией за господство над Черным морем. После очередной войны был заключен между Российской империей и Турцией Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Крымское ханство было признано независимым от Турции. Чуть позже Крым вошел в состав России. Чтобы упрочить свое влияние в Крыму, российское правительство возводит на престол своего ставленника хана Шагин-Гирея и начинает организовывать переселение христиан из Крыма в Россию.

Как я уже писал, Екатерина Великая делала это специально, чтобы экономически ослабить Крымское ханство и заселить христианами не обжитый юг страны.

Путь на Дон у армян был долгим и тяжелым. Они шли в зной, в холод, в дождь и оттепель. Армяне переселялись разными группами. Дорога на Дон была отмечена тысячами армянских могил.

К концу 1779 года первые армянские переселенцы дошли до Дона. Они с тревогой ожидали от российского правительства сообщения о льготах и привилегиях, которые им были обещаны.

И Екатерина Великая армян не обманула! Указ императрицы был подписан14 ноября 1779 года. Его зачитали приблизительно на том месте, где сейчас в Ростове находятся площадь имени Карла Маркса и здание театра юного зрителя (нынешнего Академического молодёжного театра).

По указу армянские переселенцы принимались в подданство России как свободные граждане. Это в крепостной России! Правительство брало на себя расходы по их переезду из Крыма на Дон, отводило огромное количество земли для будущего города Нахичевани и армянских сел. Выделялись ссуды для обустройства жилья и прочих нужд.

Давались права свободной торговли внутри России и за ее пределами. Правительство предоставило возможность армянам строить свои заводы, фабрики, разводить фруктовые сады и виноградники. Кроме того, императрица освобождала армян от воинской службы. При этом уточнялось: если кто пожелает служить в российской армии, того примут с радостью.

Екатерина Великая дала возможность армянам заниматься рыболовством и судоходством, а также создать собственное самоуправление по российскому закону, но «согласно их обычаям и нравам».

Архиепископ Аргутинский благословил армян на строительство города Нор Нахичеван, освятил вновь строящиеся церкви. Полным ходом шли строительные работы. Из Петербурга поступил план города.

Кстати, именно архиепископ Аргутинский хлопотал перед Екатериной Великой за армян-переселенцев, поэтому его считают отцом-основателем города Нахичевани. Прославленный полководец Александр Васильевич Суворов лично руководил переселением крымских армян на Дон. Суворов и архиепископ Аргутинский помогали переселенцам в решении возникающих у них проблем.

Рассказывают, что у Суворова по материнской линии была армянская кровь, вот поэтому, мол, ему и поручила командовать переселением Екатерина Великая. Сейчас сложно судить, было ли это правдой. Но то, что Суворов, как мог, помогал переселенцам, – это исторический факт.

Конечно, армянам было непривычно начинать жить на просторной донской равнине, лишенной гор и возвышенностей, к которым они привыкли.

Трудности первых лет жизни на Дону, суровый степной климат невольно побуждали армян вспоминать оставленную ими родину – Крым. Так, я с детства слышал предания о том, что дети брали божью коровку на ладонь и пели грустную песенку: «Божья коровка, божья коровка, которая из дорог в Крым ведет?»

Однако армяне освоились на донской земле довольно быстро. Еще раз хочу особо отметить, что армяне были свободными гражданами в крепостной России! Донским армянам разрешалось строить церкви, совершать религиозные обряды согласно правилам Армянской апостольской церкви. Руководил всей общественной жизнью армянской колонии магистрат.

Правда, к середине девятнадцатого века магистрат Нахичевани был упразднен. Появилась Нахичеванская Дума, которая работала, опираясь исключительно на российское законодательство.

До середины девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону считался одним из крупных и экономически развитых городов юга России.

Стоит напомнить, что армянский город Нор Нахичеван был переименован в 1838 году в город Нахичевань-на-Дону. Именно с этого времени город Нахичевань, в отличие от Нахичевани в Закавказье Эриванской губернии (ныне находится в составе Азербайджана), по решению Сената стал именоваться официально Нахичевань-на-Дону.

Какие земли принадлежали Нахичевани

Как я уже писал, императрица Екатерина Великая подарила армянам немало земель.

Известный архитектор Оганес Хачатурович Халпахчьян в монографии «Архитектура Нахичевани-на-Дону» пишет, что отведенная для Нахичевани площадь была рассчитана на перспективу роста города до 85−90 тысяч человек. А это уже немаленький город для того времени.

Халпахчьян, в частности, пишет: «Территория эта более чем в четыре раза превышала площадь крепости Димитрия Ростовского и была в пять раз больше вместе взятых площадей Солдатского (300×390 саж.) и Доломановского (230×290 саж.) форштадтов, что свидетельствует о той значительной роли, особенно торговой, которую должен был играть новый город в низовьях Дона».

Сегодня мало кто знает о том, что левый берег Дона, значительная часть территории современного Сельмаша, Каменки и нынешнего Северного жилого массива принадлежали Нахичевани.

Более того, до середины девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону была одним из крупных и экономически развитых городов юга России.

Пожалуй, нет в Ростове такого человека, который бы не знал о существовании Зеленого острова или хотя бы раз не посетил его. Так вот, Зеленый остров раньше тоже принадлежал Нахичевани-на-Дону.

Интересно, что по «Плану города Нахичевани-на-Дону. Съемки 1918 года» остров назывался Зеленый (Нахичеванский). То есть название острова Зеленый − старое. Только его еще именовали и Нахичеванским.

Соседи-города

Нахичевань и Ростов, соседи-города, бурно развивались. Были с самого начала неразрывно связаны друг с другом. Это следует подчеркнуть особо.

«Ростово-Нахичеванская межа» − так называлась граница между двумя городами − Ростовом и Нахичеванью. Ныне это Театральная площадь Ростова-на-Дону.

Здесь даже стояли настоящие (правда, они были символичными) пограничные столбы. Они располагались рядом с Александровским садом (ныне это парк имени Вити Черевичкина).

Установлены пограничные столбы были в 1838 году. Снесли их в 1933 году. Произошло это событие уже в советское время, когда фактически и юридически города слились между собой. Так что пограничные столбы между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону простояли почти сто лет.

Интересно, что раньше именно здесь, на Ростово-Нахичеванской меже, проходили народные гулянья. Особенно торжественно отмечали в Нахичевани Пасху и праздник в честь Святого Георгия (Хдрелез или Хдрлез).

Праздновали донские армяне Хдрелез на меже рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. А эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания Управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к ростовской границе.

А еще рядом с Ростово-Нахичеванской межой была возведена русская православная Софиевская церковь. Располагалась она напротив Александровского сада Нахичевани (ныне парк имени Вити Черевичкина), буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская или 1 Мая). Рядом с храмом была и Софиевская площадь.

Нахичеванцы особо гордились городским Александровским садом, считая его по праву своей визитной карточкой. Ведь когда любой путешественник или гость города пересекал межу, то видел перед собой пограничные столбы и Александровский сад. Пограничные столбы представляли собой каменные кубические тумбы, на которых были установлены круглые колонны, увенчанные шарами. В арочных нишах пьедесталов пограничных столбов находились литые металлические виньетки с гербом города, надписью «Граница города Нахичевани-на-Дону» и датой его основания − 1779.

О том, что в память о городе Нахичевани-на-Дону, а также в память об объединении Ростова с Нахичеванью необходимо на территории бывшей Ростово-Нахичеванской межи установить памятный знак, автор этих строк писал давно. Немало публикаций на эту тему было опубликовано мною в газетах «Вечерний Ростов» и «Нахичевань-на-Дону». На страницах «Вечерки» не раз поднимался вопрос о том, что нужно установить подобный знак в честь дружбы между русским и армянским народами и в память об объединении двух городов.

Лет двадцать я писал на эту тему в разных периодических изданиях, в интернет-изданиях. Но ничего не происходило. Хотя памятный знак должен был появиться еще в 2009-м. К сожалению, в тот год открытия памятного знака в нашем городе не состоялось. Не появился он в Ростове и спустя почти десять лет. А ведь городская администрация была не против установки подобного памятника. Ростовская общественность, историки и краеведы активно поддерживали эту идею. Но что-то пошло не так.

И тогда я и мои единомышленники решили, что надо идти другим путем. Мы решили в парках имени 1 Мая и Вити Черевичкина установить памятные знаки-указатели. К счастью, эту идею поддержала администрация этих парков. За что мы выражаем им огромную благодарность.

И вот наконец памятные знаки (указатели) установлены: в 2022 году при помощи администрации парка культуры и отдыха имени 1 Мая и в 2023 году при помощи администрации парка культуры и отдыха имени Вити Черевичкина, при активном участии ростовских краеведов и общественников: Георгия Багдыкова, Оксаны Мордовиной, Ольги Головиной (дизайн проекта), Гаяне Давыдовой, Сергея Гайдука, Ярославы Порутчиковой, Татьяны Аносян, Наталии Петровны Савчук, Тиграна Багдыкова, а также Владимира Чижова (изготовление памятных знаков-указателей).

И еще немного истории. Напомню, в конце декабря 1928 года административной комиссией при Президиуме ВЦИК СССР было принято решение города Ростов и Нахичевань-на-Дону объединить в город Ростов-на-Дону.

14 января 1929 года вышло постановление о слиянии городов Ростова и Нахичевани-на-Дону Северо-Кавказского края в один город с присвоением ему наименования Ростов-на-Дону. Некоторое время существовал Нахичеванский район города Ростова. Но в том же 1929 году Нахичеванский район (территория бывшего города Нахичевань-на-Дону) был переименован в Пролетарский.

Ростов-Нахичевань феноменом мировой культуры

В девяностые годы и в начале нулевых на страницах городской прессы, в том числе и на страницах газет «Вечерний Ростов» и «Нахичевань-на-Дону» велась оживленная дискуссия о необходимости возвращения исторического имени Пролетарскому району, а также ставился вопрос о возвращении на свое законное место памятника основательнице Нахичевани Екатерине Великой. Памятник Карлу Марксу хотели перенести в другое достойное место или же оставить на площади, рядом с переходом возле бывшего магазина «Ереван». Рассматривались разные варианты. Но ни памятник Екатерине Великой, ни Нахичеванский район так и не появились в нашем городе. Жаль.

Известный донской краевед и писатель Владимир Сидоров называл Ростов-Нахичевань феноменом мировой культуры. И я полностью с ним согласен. Мысль Сидорова о том, что Ростов-Нахичевань − феномен мировой культуры, стала для меня в свое время, если так можно выразиться, путеводной звездой в краеведении и в творчестве.

В мировой истории трудно найти аналог такого мирного и взаимно обогащающего существования двух городов. Безусловно, Ростов и Нахичевань − это еще и пример нерушимой дружбы двух братских народов − русского и армянского.

Моя малая родина

Нахичевань – моя малая Родина. Почему говорят малая родина? Только потому, что человек в этом месте родился? И с чего начинается Родина с большой буквы?

Я уверен, с любви к малой родине начинается любовь к Отечеству. Вообще, у меня есть своя теория на этот счет, точнее сказать, даже свое мировоззрение. Попытаюсь объяснить. Человечество мне представляется большим океаном. Малые народы ─ ручейками, которые впадают в большие реки ─ нации. Реки впадают в моря ─ это страны. Есть большие моря (то есть большие страны), а есть малые. Если перекрыть любую реку, то море иссякнет, как иссякло Аральское море. Если ручеек отгородить от реки, то он превратится в болото (это и есть национализм, фашизм). В этом мире все взаимосвязано. И без любви к малой родине, к своей стране, не может существовать человеческая цивилизация, не может существовать мировая культура. Вот так (буквально в несколько предложений) я попытался вам объяснить свое мировоззрение.

А сформировались эти мои взгляды в детстве. Почему в детстве? Да потому что именно тогда я ощутил особо нежную любовь к малой родине, к Нахичевани, к тому району Ростова-на-Дону, в котором родился и вырос.

Вообще, я думаю, что Родина начинается с любви. Именно с любви к близким, родным и друзьям, к родному краю. Считаю, что не надо высокопарных слов о любви к Родине, нужны дела, важны чувства. И все эти чувства закладываются в нашем детстве. Пожалуй, больше мне сказать нечего.

С днем рождения, моя Нахичевань! Я тебя очень люблю!!!

Георгий БАГДЫКОВ