Мариэтта Сергеевна Шагинян была человеком многогранного таланта. Она родилась в интеллигентной нахичеванской армянской семье. Правда, родилась Шагинян в Москве.
Но детские и молодые годы ее прошли в Нахичевани. Её отец – талантливый врач, приват-доцент Московского университета, мать происходила из старинного и богатого нахичеванского рода Хлытчиевых. Дедушка Мариэтты Сергеевны, Яков Матвеевич (Агоп Матеосович) Хлытчиев, был гласным Нахичеванской Думы, купцом первой гильдии. Он был одним из инициаторов установки памятника Екатерине Великой в Нахичевани.
Мариэтта Сергеевна Шагинян писала стихи, романы, путевые заметки. Шагинян была одной из первых советских писателей – фантастов. По сценарию Шагинян был снят отечественный немой фильм «Мэсс менд». По сути, это был первый советский сериал. Продолжительность картины – 190 минут!
Шагинян была лауреатом Сталинских и Ленинских премий, являлась Героем Социалистического труда.
В советские годы все знали Мариэтту Сергеевну Шагинян как автора знаменитой «Ленинианы». При этом она была в дружеских отношениях с Католикосом всех армян ВазгеномI. ВазгенI с большим уважением относился к Мариэтте Сергеевне.
Но мало кто знает, что в 1936 году у Шагинян были большие неприятности из-за публикации ее книги «Семья Ульяновых». Эта книга была издана в 1935 году. Но уже в 1936 году попала число запрещенных в Советском Союзе изданий. 5 августа 1936 года появилось постановления Политбюро ЦК ВКП(б). Это постановление были принято по инициативе Сталина. Политбюро осуждало поведение Крупской, которая «получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески просвещала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку». Далее в постановлении говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что тов. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепринятое дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда никаких прав не давал».(Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000).
Чем же так прогневали Сталина Шагинян и Крупская? А тем, что Шагинян с одобрения Крупской обнародовала тот факт, что в жилах Ленина текла калмыцкая кровь. А дед Ленина по материнской линии в книге указан как малоросс. Тут надо пояснить, что дед Ленина по материнской линии – Александр Дмитриевич Бланк – родился в Волынской губернии в местечке Староконстантиновка. Его настоящее имя – Израиль. В 1820 году он крестился в Санкт-Петербурге и перешел в православие. Кстати, документы о национальности и крещении деда Ленина были впервые обнаружены в Ленинграде в Центральном государственном историческом архиве в 1964 году. Но говорят, что Сталин знал о национальности деда Ленина. И его страшно раздражало, что кто-то решил исследовать биографию Владимира Ильича без его правок и указаний. Как бывший семинарист, Сталин хотел создать не только новую религию, но и новых пророков и святых.
С точки зрения коммунистического интернационализма национальные корни Ленина не имеют никакого значения. Они, кстати, не имели особого значения и при царе. Ведь при царе-батюшке решающим фактором в определении национальности играли вера и язык. Ленин же вырос в православной среде и считал себя русским человеком. И он таковым и был. Великий мыслитель. Интернационалист по убеждению. Атеист, мечтавший построить коммунистическое общество, в котором, кстати, национальность не должна была играть никакой определяющей роли. Но Сталин был убежден, что в глазах мирового пролетариата Ленин должен быть русским человеком без оговорок. То есть быть абсолютно русским. Чтобы никаких дедушек калмыков, а тем более евреев, в биографии не звучало.
Сталин был также убежден, что не следует обнародовать особые отношения Ленина с Инессой Арманд, а также факт венчания в церкви Ленина с Крупской.
Уже после смерти Сталина, 11 октября 1956 года, ЦК КПСС своим постановлением «О порядке изданий произведений Ленина» отменил постановление ЦК ВКП(б) 1936 года «как ошибочное и в корне неправильное».
Я думаю, что Мариэтте Сергеевне сильно повезло. Её никто не тронул в годы тех страшных репрессий. Сталин высоко ценил ее творчество, уважал ее как писательницу и общественного деятеля. Она продолжала писать и творить.
7 мая 1965 г. Шагинян написала историку М. Штейну: «Я смотрю на понятие национальность абсолютно как Вы, т. е. не придаю ему ни малейшего значения, кроме фактического и исторического. Но напоминаю Вам, что моя книга „Семья Ульяновых» была изъята на 22 года, а я за нее порядком пострадала из-за того, что открыла калмыцкое прошлое в роде отца и этим воспользовались фашистские немецкие газеты в 1937 г.» (Штейн М. Генеалогия семьи Ульяновых //Литератор. 1990. № 43. С. 5).
Мариэтта Сергеевна Шагинян была убежденным интернационалистом и коммунистом. Но при этом, когда Шагинян умерла, Католикос всех армян приехал в Москву и молился у нее на могиле.
Мариэтта Сергеевна искренне любила свою родную Нахичевань, где прошли ее детские годы. Она всегда очень тепло и сердечно вспоминала о своих родителях, о нахичеванских дедушках и бабушках, о своих многочисленных родственниках. Своей матери П.Я.Хлытчиевой она посвятила повесть «Перемена», написанную на основе впечатлений и осмысления жизни в Нахичевани-на-Дону в годы Гражданской войны.
Родители Мариэтты Сергеевны Шагинян, ее дедушка, гласный Нахичеванской Думы, Яков Матвеевич Хлытчиев, покоятся на Армянском кладбище в Нахичевани.
К счастью, сегодня в Ростове вновь с любовью и уважением вспоминают о писательнице Мариэтте Сергеевне Шагинян. В Музее русско-армянской дружбы на площади Свободы ежегодно проводятся Шагиняновские встречи. Но это уже другая история.
Георгий БАГДЫКОВ.