Вчерашний и сегодняшний день Сурб Хача

На протяжении веков после принятия христианства армяне, обосновавшись на новом месте, первым делом строили церковь. Не был исключением и город Нахичевань-на-Дону, основанный переселенными из Крыма армянами. В книге «Наш Сурб Хач», посвященной 240-летию основания города, врачи, краеведы, исследователи, отец и сын Минас и Георгий Багдыковы рассказывают об истории донского монастыря Сурб Хач, его вчерашнем и сегодняшнем дне, вспоминают о людях, которые внесли огромный вклад в развитие армянской культуры на Дону.

Датой основания монастыря Сурб Хач считается 1783 год. Собор был завершен в 1792 году и освящен одним из основателей Нор-Нахичевана, архиепископом Иосифом Аргутинским. К концу XIX века монастырь занимал около 50 гектаров земли, имел свой парк, называемый Армянским садом. В монастыре хранились хачкары, привезенные из армянских церквей Крыма. А если отойти чуть дальше, некоторые из них были из Ани. Ведь после падения армянской столицы многие ее жители перебрались в Крым, взяв с собой самые дорогие реликвии.

Наиболее древним является хачкар предположительно IV-VI веков. С 1385 года он хранился в крымском монастыре Сурб Хач, потом был переведен в Нор-Нахичеван. После закрытия монастыря в 1924 году хачкар установили в церкви Сурб Карапет на Армянском кладбище Ростова-на-Дону. А после возрождения монастыря (об этом чуть позже) хачкар вернулся на свое место. На лицевой стороне базальтовой святыни вверху изображено солнце — символ вечной жизни, под ним крест — символ победы над смертью.

Не все армянские хачкары Сурб Хача сохранились. Многие реликвии исчезли в 30-е годы прошлого столетия. Сам заброшенный монастырь пришел в окончательное запустение. История его возвращения к жизни начиналась так.

…В 60-е годы в Ростов из Еревана приехала группа молодых литераторов, деятелей искусства. Среди них был и поэт Людвиг Дурян, человек с донскими корнями. Как-то в застолье зашел разговор о Сурб Хаче, и молодые люди упрекнули Минаса Багдыкова за отсутствие внимания к монастырю. Багдыков, тяжело переживающий бедственное положение святыни, предложил им вместо горячих речей поехать и взглянуть на собор.

Увиденная разруха, безжизненное поле вокруг монастыря потрясли мгновенно протрезвевших гостей. Особенно их задело, что какой-то (если перейти на сегодняшний лексикон) бомж раскапывал могилу священника — искал сокровища. Людвиг Дурян клятвенно пообещал Минасу Багдыкову, что обязательно расскажет об увиденном Мартиросу Сарьяну. Так и сделал, а в газетной статье о трудовых буднях донских армян написал и про разоренный монастырь. И главлит, кстати, не тронул крамольный вывод о том, что, если монастырь не будет отреставрирован, надо перевести прах выдающихся армян (Микаел Налбандян, Рафаел Патканян, Арутюн Аламдарян и др.) в Армению.

Мартирос Сарьян, главный архитектор Еревана Марк Григорян, историк, академик Владимир Бархударян и другие представители армянской и российской интеллигенции многое сделали для спасения Сурб Хача.

Реставрационные работы велись с 1968 по 1972 годы. В ноябре 1972-го здесь был открыт Музей русско-армянской дружбы. При этом на куполе церкви установили крест — уникальный случай для тех времен. В здании проводили выставки, концерты. С годами постепенно стал вырисовываться вопрос возвращения строения Армянской Апостольской Церкви. Правда, нужно было параллельно определиться с судьбой музея. Наконец в 2007 году ростовская администрация приняла решение о передаче здания церкви с условием, что армянская община города приобретет и восстановит помещение для музея. Здание нашли в центре Нахичевани: это прекрасный особняк Искидарова на площади Свободы. Музей разместили там. А в сентябре 2008 года Католикос Гарегин II принял участие в торжественном богослужении и освящении возрожденного храма.

В книге Минаса и Георгия Багдыковых много фотографий и информации об известных людях, чья деятельность, так или иначе, была связана с Сурб Хачем. Среди них Хачатур Абовян, историк-архиепископ Гавриил Айвазовский, Католикосы Макар I и Геворг VI (Чорекчян), первый ректор Московского Лазаревского института восточных языков, автор первого русско-армянского словаря Арутюн Аламдарян.

Каждый из них что-то сделал для Сурб Хача, что-то почерпнул отсюда. Сегодня в храм приходят новые поколения донских армян, чтобы прикоснуться к святыне, к Божьему Слову, поклониться предкам, оставившим им богатое духовное наследие с наказом беречь его и приумножать.

Александр ТОВМАСЯН

Газета «Голос Армении» за 10.03.2020