Скульптор Скнарин давно стал легендой Ростова

Анатолий Андреевич Скнарин давно уже стал легендой Ростова. Он — автор скульптур и монументов, которые являются символами нашего города. Уверен, что его монументальные работы — «Тачанка» и памятник ростовской стачки 1902 года — хорошо знакомы каждому ростовчанину.

Помню, как меня, будучи школьником, вместе с классом учителя возили к «Тачанке» и проводили там патриотические уроки. На этих уроках нам рассказывали о Великой Октябрьской Социалистической революции, о Гражданской войне и её героях. Тогда мне казалось, что авторы этого монумента люди особые. А Скнарин был для меня советским Микеланджело. Конечно, в те годы думать о том, что я с этим человеком познакомлюсь, и буду общаться, никак не мог. Но, к счастью, меня судьба свела с Анатолием Андреевичем. Мне очень приятно, что он всегда с супругой приходит на презентации моих книг. Приятно также, что я имею честь бывать у него в гостях.

Анатолий Андреевич гостеприимный хозяин и замечательный рассказчик. Помню, как интересно он рассказывал о том, как к 250-летию Ростова реконструировал фасад мэрии. Вместе с архитектором Солнышкиным они восстанавливали фигуры и украшения здания администрации города. Было непонятно, что делать с двумя фигурами на фасаде. Скнарин не мог понять: мужские ли эти фигуры или женские. Он долго размышлял над этим вопросом. А потом решил, что на мэрии должны быть все-таки фигуры мужчин!

Украшением набережной города Ростова является скульптура Скнарина — «Ростовчанка». По городу давно ходят слухи, что скульптор изобразил свою супругу. Как-то, лукаво улыбаясь, Анатолий Андреевич сказал мне:

«Пусть думают. Но это не совсем так. Это собирательный образ всех ростовчанок. Хотя, безусловно, моя жена меня вдохновляла».

Считаю, что Западный жилой район у ростовчан ассоциируется с памятником ростовской Стачке 1902 года. Как только в народе этот памятник не называют. И «Пьяные друзья», и «Шеф, подвези на Западный». Это уже стало частью городского фольклора.

– Я знаю, как в народе называют мой памятник, – в разговоре со мной признался мне Анатолий Андреевич. – У этого монумента вообще непростая судьба. Я изобразил рабочих с обнаженными торсами. До этого никто не решался на подобное. Некоторым партработникам это не понравилось. Они обращались за консультацией на философский факультет Ростовского государственного университета. К счастью, ростовские ученые – философы дали заключение, что моя композиция прекрасна и идеологически безупречна.

С моей точки зрения, самые оригинальные работы Скнарина – это шары на улице Пушкинской. Задумывались эти шары как светильники. Ночью это придавало бы им фантастический облик. Но эта идея Скнарина так и не осуществилась. К сожалению, не был установлен на улице Пушкинской третий шар, который задумал скульптор. Он назывался «Сказки Пушкина». Хочется надеяться, что все творческие замыслы Скнарина все-таки когда-нибудь воплотятся в жизнь. Тогда композиция из шаров на улице Пушкинской приобретет завершенный вид. И надеюсь, что шары станут светильниками. Это было бы здорово и очень красиво.

Несомненно, работы Анатолия Андреевича Скнарина придают нашему городу неповторимый вид. В 1999 году в день празднования 250-летия нашего города, на улице Суворова был открыт памятник генералиссимусу и выдающемуся полководцу. Эта очень удачная работа скульптора Скнарина. Меня также восхищает бюст адмиралу Ф.Ф. Ушакову работы Скнарина на набережной. Анатолий Андреевич автор также бюстов М.И.Платову на территории казачьего корпуса имени атамана Платова в городе Белая Калитва и в Старочеркасске, а также памятника Платову в Новочеркасске.

А еще Анатолий Андреевич Скнарин установил памятники Петру и Февронии, а также первому секретарю Обкома КПСС И.А.Бондаренко в парке Октябрьской революции в Ростове.

Одна из самых ярких и удачных работ Анатолия Скнарина – это, безусловно, композиция в честь великого барда Владимира Высоцкого. Мемориал, бесспорно, стал еще одним украшением улицы Пушкинской и нашего города!

Считаю, что особо удачен памятник Алексею Прокофьевичу Бересту. Берест – легендарный советский офицер, который вместе с Егоровым и Кантария водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Именно Берест принимал капитуляцию гарнизона берлинского рейхстага. Многие краеведы, в том числе и автор этих строк, на страницах «Вечернего Ростова» неоднократно писали о том, что в Ростове непременно должен памятник народному герою Бересту. И вот, наконец, в 2015 году возле Ростовского института защиты предпринимателя этот памятник появился.

Анатолий Андреевич всегда откликается на человеческую боль. 19 марта 2017 года в Ростове в сквере рядом с аэропортом на проспекте Шолохова установили мемориал «Прерванный полет», автором которого является Скнарин. Этот мемориал установлен в память о погибших при крушении самолет авиакомпании FlyDubai. Трагедия произошла 19 марта 2016 года и унесла жизни 62 человек. Памятник выполнен в виде упавшей птицы, которая символизирует души погибших.

Однажды в разговоре со мной Анатолий Андреевич сказал:

– Ростов – мой родной дом. Я всю жизнь прожил в этом городе. И счастлив, что смог что-то сделать для украшения любимого и родного Ростова. Мне грех жаловаться на судьбу. Я многое сделал. Но многого осуществить пока не удалось.

Я уже писал, что скульптуры Скнарина стали символами нашего города. Думаю, никто не станет оспаривать, что символ Парижа – это Эйфелева башня, а Ростова – «Тачанка».

Георгий БАГДЫКОВ