Ростов и Нахичевань в судьбе Айвазовского

В «Вечернем Ростове» за 29 июня 2018 года  была опубликована корреспонденция «Ростовские дайверы нашли картины Айвазовского на борту затонувшего  более века назад парохода», в которой сообщалось о том, что дайверы обнаружили на борту затонувшего корабля  «Генерал Коцебу» картины, предположительно, кисти Ивана Айвазовского.

Корабль потерпел крушение  16 апреля 1895 года в 12 милях от мыса Тарханкут, расположенного на западной оконечности Крымского полуострова. Пароход был найден около десяти лет назад, но детально изучать его стали только сейчас. Само судно обросло моллюсками и водорослями. Внутри корабля наши дайверы обнаружили деревянные панели на стенах, изысканную мебель, кованые крючки для одежды и картины.

Оказывается, «Генерал Коцебу» — это первый  российский  корабль, который  прошел  Суэцкий  канал, а художника Айвазовского  специально отправили запечатлеть прохождение этого канала. Айвазовскому очень понравилось в Египте, он написал целую серию картин, посвященную  этой стране. Ростовские дайверы считают, что поскольку Айвазовский  долгое время жил на пароходе «Генерал Коцебу», то с большой  вероятностью  можно говорить о том, что картины, найденные  каютах, принадлежат именно кисти всемирно известного мастера. Полотна Айвазовского должны сохраниться, так как они покрыты илом. А ил – это хороший консерватор. Пароход находится на глубине 40 метров. Сейчас решается вопрос о финансировании   дальнейших экспедиций  и подъема уникальных находок, в том числе, картин, со дна Черного моря. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим ранее неизвестные картины Айвазовского.

Хочу напомнить читателям, что Айвазовский с большой любовью относился к Ростову и Нахичевани.

Сегодня мало кто знает, что великий русский маринист армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский посетил Ростов и Нахичевань-на-Дону в 1895 году. Айвазовский с большой симпатией относился к донским армянам. Во-первых, его родной брат архиепископ Гавриил (Габриел) Айвазовский возглавлял Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской Апостольской Церкви, а во-вторых, Айвазовский справедливо полагал, что донские армяне – его дальние родственники. Ведь они переселились на Дон из Крыма. А Феодосия, где жил Айвазовский до переселения армян на Донскую землю, была центром армян всего Крыма. Более того, эти места в Средние века путешественники называли Морской Арменией.

Айвазовский родился в армянской семье Константина и РипсимеГайвазовых в Феодосии. Как пишут историки, отец великого мариниста происходил из польских армян, занимался мелкой торговлей. Отец Айвазовского торговал и в Галиции, и в Молдавии, знал несколько языков. Ему приходилось менять свою фамилию. Именно в Польше Константин Айвазян стал Гайвазовым. Гай в переводе с армянского языка означает армянин. Из Польши Константин Айвазян (Гайвазян) переселяется в Молдавию, затем в Крым, где и женится на местной армянке Рипсиме. От этого брака родились три дочери и два сына Ованес (Иван) и Саркис (в будущем известный богослов, в монашестве Габриэл).Отец Айвазовского Константин (его местные армяне называли Геворгом) был старостой феодосийского рынка. Сохранились воспоминания жителей Феодосии тех лет, в которых они рассказывали о том, как маленький сын Константина ГайвазянаОванес «портил» стены домов, рисуя на них углем удивительные по красоте картины.

Иван Константинович стал великим русским художником-маринистом, известным в мире под фамилией Айвазовский. Своим искусством он прославлял Россию, Крым, свою родную Феодосию. В Феодосии он еще при жизни был самым уважаемым и почетным жителем. Он сделал очень многое для развития и процветания родного города. Айвазовского до сих пор высоко ценят в Крыму, я бы даже сказал, боготворят. Особенно в Феодосии.

В 1895 году Айвазовский прибыл в Нахичевань для того, чтобы встретиться с Католикосом всех армян МкртичемIХримяном. Именно в этот приезд в Нахичевань Айвазовский подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину «Корабль в море, попавший в бурю». В тот год Иван Константинович прибыл в Ростов и Нахичевань вместе со своей второй женой. Сохранилось письмо Айвазоского к Г.А.Эзову, в котором он описывает свои впечатления о встрече с Католикосом всех армян МкртичемХримяном. В частности Айвазоский пишет: «Мы, пробыв четверо суток в Нахичевани, возвращаемся домой. Приняли нас превосходно, у Патриарха был несколько раз и даже обедал у него … Он производит  приятное впечатление, ни малейшего напускного ханжества. Много природного ума, речи его весьма игривы, если иногда сорвется некстати слово, то это от непонимания русского языка, да и вообще европейского».

Хочу немного пояснить читателям, почему Айвазовский с таким трепетом относился к Католикосу всех армян МкртичуI . МкртичI( Мкртыч) Хримян (или МкртичIВанеци) был не только известным богословом, но и  крупным общественным деятелем. Он везде, где только мог, отстаивал права армян в Османской Турции.

Интересно, что в письме рукой Айвазовского написано: «По пути из Нахичевана в Феодосию. Станция Сивпелышково».

Иван Константинович в этом письме также писал: «Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения и все они весьма утешительны».

Ростовцы также искренне радовались тому обстоятельству, что их город посетил великий маринист. В адрес Айвазовского в те дни пришло более пятисот поздравительных телеграмм и писем. Многие ростовцы поздравляли Айвазовского с каждым днем его рождения и, конечно, с юбилеями.

Вот, например, что писала преданная поклонница творчества Айвазовского, жительница Ростова-на-Дону А. Лебедева: «Крайне интересуюсь, чтобы прилагаемые от моего имени письма и подарок в особой посылке были вручены глубокоуважаемому юбиляру – Ивану Константиновичу Айвазовскому в день самого праздника».

Судя по сохранившимся документам, добрые отношения с городом Нахичеванью, как и с донским краем в целом, у Айвазовского не прерывались до конца его жизни. Особенно прочными и глубокими были его контакты с художниками Нахичевани. Великий художник Мартирос Сарьян  встретился с Айвазовским, когда был ещё маленьким мальчиком. Эта встреча на ребенка оказала неизгладимое впечатление. Сарьян писал: «Айвазовский ни на кого не похож, он похож только на себя. Таковы все настоящие художники».

Вторая жена Айвазовского была значительно моложе своего мужа. Иван Константинович в нее был влюблен до конца своих дней. С какой любовью он нарисовал ее портрет – портрет Анны Бурназян (Саркисовой). Айвазовский дружил со многими известными людьми и государственными российскими деятелями. Многие современники Ивана Константиновича Айвазовского отмечали, что он искренне любит свою жену и даже ревнует ее к окружающим. Вот как о  своей встрече с Айвазовским писал Антон Павлович Чехов: «Вчера я ездил вШах-Мамай, в имение Айвазовского, что за 25 верст от Феодосии. Имение роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75… натура сложная и достойная внимания. В себе в одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шейхами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслан и Людмилу». Был приятелем Пушкина».

По-моему, Чехов дал точное определение великому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Его боготворили в России и в Крыму. Он считал себя русским художником. Он мог быть наивным, возвышенным и одновременно жестким. Но когда в Османской империи при султане Абдуле Гамиде начались притеснения армян, Айвазовский собрал все свои медали, ордена и награды, подаренные ему турецким султаном, и утопил их в море. Легенда гласит, что турецкому консулу Айвазовский заявил: «Пусть ваш кровавый султан, если хочет, выбросит в море мои картины. Мне не жалко».

Могу заверить, что эти слова Айвазовского армяне всего мира пересказывают друг другу из поколения в поколение. Надо отметить, что турки не прислушались к совету Айвазовского. Картины великого мариниста дол сих пор хранятся в известных турецких картинных галереях.

Жена Айвазовского была также  любима жителями Крыма, феодосийцами.

Надо отметить, что и супруга Айвазовского очень любила своего мужа. Когда после окончания Великой Отечественной войны Сталин выслал из Крыма татар, то он заодно выслал оттуда и армян. Кстати, почему-то сегодня об этом почти не говорят. Так вот, единственной армянке, которой разрешили жить в Крыму, была жена Айвазовского. Она была в то время пожилой женщиной, но по-настоящему любимой народом. Её никто не тронул!

Мало кто знает, что в Ростовском областном музее изобразительных искусств экспонируется и хранится портрет нахичеванского головы Халибова кисти Айвазовского. Известный нахичеванский голова Артемий Павлович Халибов (АрутюнПогосовичХалибян) вошел в историю города как яркий руководитель, общественный деятель.

Как считает известный ростовский искусствовед В.В. Рязанов, Айвазовскому удалось в этом портрете передать все черты характера Халибова. К слову сказать, Айвазовский редко обращался к портретному жанру. Он любил рисовать море. Но в случае с портретом Халибова можно говорить о несомненной творческой удаче великого мастера.

Портрет Халибова был написан Айвазовским в начале 1862 года. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины».  Ростовский искусствовед В.В.Рязанов,  считает, что портрет нахичеванского головы Халибова является одним из лучших портретных произведений Айвазоского. В 1979 году эта картина экспонировалась в Ереване на выставке произведений этого великого художника.   Мне же особо приятно, что великий художник прославил на весь мир и нашу Нахичевань, нарисовав портрет головы этого города Халибова.

Великий маринист до конца своих дней пытался рассказать миру правду о страданиях армянского народа. Он написал картину «Резня армян в Трапезунде в 1896 году». А в 1900 году, на 83-м году жизни, работал над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Последней волей художника было похоронить его в ограде армянской церкви Святого Саркиса (Святого Сергия) в Феодосии. В этой церкви Айвазовского крестили, в ней его венчали, в этом же храме художника и отпели. На мраморном надгробие художника выбиты такие строки: «Рожденный смертным, оставил о  себе бессмертную память». К этим словам мне добавить нечего.

Г. БАГДЫКОВ