«Прожекты Ростова»

В галерее «Ростов» краевед Оксана Мордовина прочитала очередную свою увлекательную лекцию «Прожекты Ростова» из цикла «Ростовские дворики». Лекция интересна тем, что она рассказывает о прожектах — грандиозных проектах, которые задумывались в нашем городе, но так и не были осуществлены. Таких прожектов было много. Мне особо запомнились те, которые поразили своим замыслом и размахом!

Так, оказывается, в 1924 году, после смерти Владимира Ильича Ленина, ростовчанин, техник Ерванд Георгиевич Аджимамудян предложил увековечить память умершего великого вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина памятником в его честь. Как рассказала Оксана Мордовина, описание проекта памятника самим товарищем Аджимамудяном оставляет такое яркое впечатление, что заслуживает особого рассказа.

Товарищ Е. Г. Аджимамудян решил предложить свой удивительный проект памятника В. И. Ленину на рассмотрение в Донской Исполнительный Комитет. По этому проекту памятник должен был быть установлен не в Ростове, а в Москве. Надо сказать, проект ростовчанина произвел впечатление! Спустя месяц в краевой газете «Молот» был напечатан его эскиз, а сам проект был сразу отправлен на рассмотрение в столицу. В небольшой прелюдии к своему проекту товарищ Е. Г. Аджимамудян повествует о том, как 27 января — в день похорон великого вождя, — «пока вся страна рыдала в великой скорби над гробом Ленина», у него (Аджимамудяна) «родился идеологический замысел увековечения памяти этого светоча человечества». Он немедленно приступил к работе, и по истечении трех месяцев проект памятника, в основном, был готов: «Памятник представляет из себя радио-телеграфную башню высотой в 200 м. Башня состоит из двух стоек, соединенных между собой фермой и радио-телеграфной антенной над ними. У подножия правой опоры расположено здание электростанции и научная электротехническая лаборатория. У левой опоры – здание радио-приемника и школы Ленинизма, в которой будет зал для торжественных собраний и заседаний по политическим и партийным вопросам». В основу здания автор вложил идею разделения социализма на два этапа: идеалистический – Марксизм и реалистический – Ленинизм. Причем, если лозунгом марксистского учения является: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», то лозунг Ленина: «Трудящиеся всех стран, соединяйтесь!» — т. к. Ленин первым осознал, что плоды революции могут быть незыблемы лишь при условии сплочения пролетариата с крестьянством. Вся правая часть – идеологическая, начиная от здания радиостанции, создающей мощную электроэнергию, наподобие учения Маркса, дает возможность выражать свою мысль всему миру. Над этим зданием, на одной платформе с Лениным стоит величавая фигура Маркса, который поднял ввысь красное знамя с лозунгом на всех языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Под ним расположились современники и последователи его учения – вожди пролетариата, при поддержке которых учение Маркса усилилось, приобрело распространение и устойчивость. На той же платформе на левом конце фермы стоит фигура Ленина, который первым, как бы по радио, воспринял, в целом, учение Маркса и реалистично воплотил его в жизнь, дополнив это учение лозунгом единения пролетариата с крестьянством, что символически изображено поднятой им пятиконечной, вечно сияющей красной звездой. «Да здравствуют Соединенные Штаты Советских Республик Мира!» «Призрак коммунизма бродит по Европе!». Слева от этого здания должен быть сооружен мавзолей, внутри и снаружи разукрашенный монументальными эпизодами из жизни Ленина, как революционера, так и человека». Потрясающе! Не правда ли? Это ведь уникальный документ эпохи, яркий пример идеологии в головах людей 20-х годов.

Но если товарищ Аджимамудян свой грандиозный проект разрабатывал почти 100 лет назад, то наш современник, ростовчанин и бывший росгвардеец Паруйр Бабаян предложил построить в Ростове 650-метровую башню, посвященную Крымской весне. И этот прожект Бабаяна не менее грандиозный, чем задуманный памятник Ленину Аджимамудяном. Согласно планам Парйура Бабаяна, башня с ресторанами на высоте 140, 264 и 403 метра должна располагаться на месте парка им. Горького. В этом уникальном сооружение предусмотрены стеклянные лифты, смотровая площадка с биноскопом, через который можно увидеть Крымский мост. По крайне мере, так утверждает Бабаян. Зимой автор проекта предлагает заливать под башней каток. По замыслу Бабаяна, стены башни, выполненные в виде железнодорожных путей, символизируют путь России, а стеклянные лифты — открытую политику страны. Действительно, проект Паруйра Бабаяна уникальный. Правда, мне непонятно, кто будет инвестором этого масштабного сооружения.

Но у нас в городе, оказывается, фантазия у архитекторов и строителей всегда была на высоте. В девяностые годы минувшего столетия ростовский инженер-дизайнер Сергей Васильевич Кивенко предложил на Зеленом острове построить «Пенташпиль» — высокую башню, которая должна была быть выше Эйфелевой. Тогда эту идею посчитали утопией. Удивительно, но спустя 20 лет, «Пенташпиль» был обнаружен в «Проекте стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года», который опубликован на официальном сайте городской администрации. Выясняется, что идея не отвергнута, и её власти готовы обсуждать. Хотя также непонятно, кто будет финансировать строительство этой башни.Согласно замыслу инженера Кивенко, башня должна достигать в высоту 365 метров, а в её основе должны лежать пять восходящих опор, связанных между собой на пяти уровнях. Подъём на каждый последующий уровень осуществляется на 15 лифтах, часть из которых — прозрачные. Кроме того, комплекс должен иметь три подземных этажа в виде кольца с внутренним радиусом 100 метров и внешним радиусом 170 метров. Крыши модулей комплекса на нижних отметках соединяются и представляют собой трибуны для зрителей, а в центре площадки под башней устроен круглый подиум для выступлений, что позволит проводить здесь концерты и фестивали. Однако основной нагрузкой «Пенташпиля», по замыслу автора, станет телевещание.

Еще один прожект Ростова, о котором рассказала на лекции Оксана Мордовина, и который меня сильно впечатлил — тоннель под рекой Дон. Оказывается, еще в дореволюционные годы в нашем городе задумывались о таком сооружении. А в 1935 году газета «Молот» в одном из своих номеров опубликовала сенсационное сообщение:« инженер-консультант ростовской организации «Крайпроект» Д.Н. Поваляев предложил построить в Ростове двухъярусный тоннель под Доном для организации в нём автомобильного и трамвайного движения. Предполагалось, что в нижнем ярусе автомобили и трамваи будут двигаться из Задонья в город, в верхнем – в сторону Батайска. Место для тоннеля было выбрано неподалёку от Главного железнодорожного вокзала параллельно разводному мосту и выше по течению реки». Как мы знаем, тоннель под Доном построен не был. Хотя этот проект и был одобрен местными властями.

Оксана Александровна Мордовина рассказала на лекции еще о многих прожектах Ростова- о ростовском метро, разговоры о котором идут лет сорок, о попытках установки памятника Екатерине Великой в Нахичевани, о монументе Петру Великому в дореволюционном Ростове, о строительстве Театрального спуска, о котором говорят тоже сорок лет, и о многих других интересных, но так и не осуществленных проектах.

Лекция получилась увлекательной, содержательной, эмоциональной и информативной. Хотелось бы поблагодарить Оксану Александровну Мордовину за ее исследовательскую работу, а галерею «Ростов» и руководителя этой галереи- Ирину Ровер, за организацию подобных краеведческих лекций!

Георгий БАГДЫКОВ