Приключения Джона Смита на Зелёном острове

С Зелёным островом Ростова связано множество легенд. Кстати, когда-то Зелёный остров назывался еще и Нахичеванским. Назывался он так потому, что принадлежал городу Нахичевани-на-Дону.

Недавно на моем творческом вечере, который проходил в Ростове в художественной галерее «Ростов» известный ростовский историк и писатель Василий Иванович Вареник рассказал интересную версию о том, что история современного Ростова, соответственно и Нахичевани, начинается … с Зеленого острова. Это свою версию он опубликовал недавно в газете «Вечерний Ростов» (13 марта 2020 года «Приключения американца на Зеленом острове»). Версия, безусловна, необычна и сенсационна.

Как пишет Вареник, Зеленый остров, если верить старинным картам, 500 лет назад был системой островов. Их было не меньше пяти. До нашего времени сохранился только маленький островок, так называемый, Быстрый. Остальные острова слились в один сплошной и немаленький Зелёный остров.

Вот именно на этой системе островов, как пишет Вареник, располагался некогда казачий городок. Этот городок считался большим по тогдашним меркам. Подтверждению этому мы можем найти в работе профессора Королева «Донские казачьи городки». Этот городок был стерт с лица земли турками-азовцами в 1643 году.

Как пишет Вареник, именно на одном из островов казачьего городка, на острове Атаманском, он же Самый Нижний, он же Стыдное имя, нашел свое спасение убежище будущий известный деятель США Джон Смит!

Надо пояснить, что Джон Смит — основатель первой колонии англичан в Северной Америке. Им была основана колония Джеймстаун. Джон Смит родился в простой семье. Но за храбрость в войне с турками и за свои последующие достижения в Северной Америке получился дворянский герб и официально именовался «сэром».

История того, как попал Джон Смит на наш Зеленый остров, похожа на приключенческий фильм. Все началось с того, что турки взяли англичанина в плен и продали его в рабство в Кафе (Феодосии). Затем его перевезли в Азов, которым тогда владели турки. Джон Смит занимался обмолотом зерна. Но закончить свои дни в плену англичанин не захотел. И убил своего хозяина, переоделся в его вещи. Он покинул город, сел в лодку и погреб в сторону нынешнего Зелёного острова. К утру англичанин уже достиг казачьего городка. Казакам он в качестве пропуска предъявил отрезанную голову своего хозяина, которую спрятал в мешке и показал свой ошейник на шее, который не смог снять.

Казаки беглого англичанина приняли уважительно. Затем Джон Смит переправился в Раздорский городок, оттуда по Северскому Донцу – в Запорожское войско, затем в Речь Посполитую, потом в Австрийскую империю. Джон Смит встречался с австрийским императором, французским и польским королями. Слава англичанина росла. Он всем рассказывал о донских казаках, о том, как он бежал из турецкого Азова, как его приютили у нас здесь на территории нынешнего Зеленого острова.

А в 1606 году Джона Смита назначили одним из членов совета экспедиции в заокеанскую колонию. Кстати, в Северной Америке англичанин даже умудрился жениться на 14-летней дочери индейского вождя.

И все же, путь к славе Джона Смита начался с нашего нынешнего Зеленого острова. И это важно.

Знаете, почему это важно? Потому что из своей истории надо делать легенду, которая станет привлекательной для туристов.

Конечно, прошло несколько сот лет с того момента, как Джон Смит побывал в наших местах и в Азове. Мы не можем доподлинно знать о каждом его шаге. Но мы знаем, что история его жизни изложена в автобиографической книге «Правдивые странствия, приключения и наблюдения капитана Джона Смита в Европе, Азии, Африке и Америке с 1593 по 1629 годы, описанные им самим». Это уникальное издание хранится в библиотеке Конгресса США и, к сожалению, до сих пор не переведено на русский язык. Кстати, книга написана на староанглийском языке.

История донского края уникальная. На территории современного Ростова есть развалины Ливенцовской крепости (точнее то немногое, что от нее осталось). А эта крепость древнее легендарной Трои. На территории нашего города есть захоронения меотов, представителей катакомбной культуры, то есть захоронения бронзового века.

Почему же нам все это не превратить в объекты, которые привлекали бы туристов? Ведь все наши городские легенды могут тоже служить популяризации донской культуры и истории.

Когда я бываю на отдыхе, на Черном море, то в каждом месте экскурсоводы рассказывают, что именно у них приковали к горе Прометея. А нам не надо ничего придумывать. Наша история правдива, и о ней можно говорить часами, популяризирую свою историю и зарабатывая на этом деньги. Стоит лишь надеяться, что когда-нибудь наши власти это поймут. И начнут вкладывать деньги в туризм. Я уверен, такие вложения не только окупятся и принесут прибыль, но сделают известным наш край на весь мир.

Георгий БАГДЫКОВ