Похороны красноармейцев на Софиевской площади в Нахичевани

Недавно известный ростовский историк Дмитрий Зенюк прислал мне интересную заметку из газеты «Коммунист» за 2 марта 1920 года (№28), в которой рассказывается о похоронах красноармейцев на Софиевской площади в Нахичевани.

Заметка называлась «Похороны жертв»:

«В воскресенье, 29 февраля, состоялись похороны жертв белогвардейцев, перешедшие к концу в грандиозную демонстрацию. К 12 часам представители от рабочих и партийных организаций городского и темерницкого районов с многочисленными знаменами и оркестрами направились к помещению парткома на Таганрогский пр, откуда вся процессия, сопровождаемая тысячной толпой, преимущественного рабочего и среднего класса, с пением «Интернационала» и других революционных песен направились на Б. Садовую улицу, где на углу Большого пр. встретилась с процессией рабочих и партийных представителей с гробами зверски изуродованных товарищей. Вся процессия направилась на Софиевскую площадь. На месте могил было произнесено ряд речей, посвященные памяти жертв белого террора. Нет слов , чтобы передать то негодование кровавой расправой, которое слышалось в словах ораторов и присутствовавших. Под звуки салюта и похоронного марша гробы были опущены в могилу. Спите спокойно дорогие товарищи! Ваша смерть лучше всего говорит о вашей жизни…»

Для меня эта заметка очень важна, так как я занимаюсь изучением истории Нахичевани много лет, но о подобном захоронении ранее сведений не встречал. Лишний раз убедился, как важно читать краеведу и историку старые газеты. В них, в старых изданиях,хранится летопись нашего города, там отображены все исторические важные события нашего отечества. Конечно, немало в советской прессе было идеологии, но ведь факты всегда останутся фактами.

Хотелось бы узнать, какова судьба этих захоронений красноармейцев. Ведь судьба Софиевской площади в Нахичевани была непростой.

Напомню, что в 1863 году в Нахичевани была возведена православная Софиевская церковь. Располагалась она напротив Александровского сада (ныне парк имени Вити Черевичкина), буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская). Рядом с храмом была и Софиевская площадь.

По данным Википедии, в 1904 году вместо деревянной Софийской церкви было начато строительство каменной. В 1912 году строительство было завершено и церковь освятили. Автором проекта церкви является ростовский архитектор Г.Н. Васильев.

Ростовский краевед Е.И. Малаховский в книге «Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону» пишет: «Летом 1917 года недалеко от Софиевской церкви, на одноименной площади (ныне Театральная площадь) происходили бурные политические события и демонстрации». Нынешнюю Театральную площадь в 20-е годы даже называли площадью Революции. Хотя, по сути, это был пустырь. Софиевская же площадь лежала в восточной части нынешнего парка Революции и на месте квартала, прилегающего к парку. Именно на этой площади и происходили бурные революционные митинги.

Как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», после занятия Ростова и Нахичевани Красной армией в январе 1920 года в этих городах начались фундаментальные перемены. Менялся уклад жизни, устои, традиции. 1 мая 1920 года на пустыре, разделяющем Ростов и Нахичевань, состоялся субботник. Его участником был Д. Карасев, позже инженер-архитектор, руководитель Водоканала. В годы Первой мировой войны он еще подростком работал на заводе «Аксай», который в то время выпускал продукцию для фронта. Карасев был увлечен революционными идеями, мечтал о лучшей доле для рабочих. В 30-е годы он построил водонапорную башню на самом высоком месте Ростова. Эта башня располагается на улице Баррикадной (рядом с телевышкой).

В 30-е годы эта водонапорная башня считалась самой высокой подобного рода в Европе. Именно из-за этой башни Д. Карасев и пострадал в 1937 году. Его обвинили в том, что он хотел отравить ростовчан, пустив через водопроводную систему яд. Карасев отсидел в сталинских лагерях десять лет!

Но в 20-е годы юный Карасев еще верил в революционные идеалы и принимал участие в коммунистических субботниках и митингах, которые тогда проходили на Софиевской площади в Нахичевани. Вот что вспоминал о том времени сам Карасев: «Мы пришли на пустырь колоннами, с яркими транспарантами. Состоялся митинг на Софиевской площади, играл духовой оркестр. Кто-то из руководителей города сказал тогда приветственную речь. Настроение у всех было приподнятое. Рабочие впервые трудились не на дядю, а на себя, мы тогда все «бредили» мировой революцией. И считалось, что бы мы ни делали, мы работаем для освобождения людей труда на всем земном шаре. Белые были еще не добиты, но мы уже верили в окончательную победу. Мы выпалывали сорную траву, убирали мусор, которого на пустыре было предостаточно, особенно по краям полян. Сажали деревья с северной стороны. Этот огромный пустырь городские власти, возможно, уже тогда планировали превратить в большую площадь. А пока по нему проходили трамвайные рельсы, связывающие Ростов и Нахичевань. Рядом был Александровский сад, Георгиевская и Софиевская церкви. Людей было очень много, так как здесь, на пустыре, по традиции ростовцы и нахичеванцы собирались на различные праздники».

Как пишет В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», первый парад красных войск и демонстрация рабочих состоялись 10 января 1920 года. Они были посвящены «победе рабоче-крестьянской власти в Ростове-на-Дону». Местом сбора демонстрантов была Тюремная площадь на улице Сенной (ныне улица М. Горького). Оттуда они двигались колоннами на Софиевскую площадь, в Нахичевань. Демонстрации проходили под лозунгами: «Сердца рабочих бьются вместе с сердцами красноармейцев». После прихода Красной армии в Ростов митинги проходили ежедневно. Особенно широко отметили траурную дату – 9 января. Хочу напомнить, что 9 января произошел расстрел рабочих в Петербурге в 1905 году. В 1920 году газета «Известия Ростово-Нахичеванского-на-Дону Военно-Революционного комитета» писала: «В четверг 22 января (9 января по старому стилю), в день памяти жертв царского произвола, массового расстрела рабочих в Петербурге в 1905 году на всех фабриках и в учреждениях, кроме предприятий, выполняющих срочные военные заказы, работы не производить».

Пролетарии Ростова и Нахичевани собрались на Софиевской площади. Колонны демонстрантов были украшены красными знаменами и флагами, все пели революционные песни. Вместе с рабочими шли и красноармейцы, которые только что заняли Ростов и Нахичевань. Красноармейцы шагали с оружием в руках. При этом шествие происходило под непрерывную стрельбу за Доном. Белые находились совсем рядом, в Батайске. Шли ожесточенные бои.

На этих революционных митингах на Софиевской площади в Нахичевани можно было услышать Буденного. Более того, в мае 1920 года на этой же площади выступал один из вождей революции в России и руководителей коммунистической партии Г. Зиновьев. Позже он будет репрессирован и расстрелян. А тогда рабочие слушали его с восторгом и упоением. В мае 1920 года Зиновьев клеймил позором буржуазию на Софиевской площади в Нахичевани. Он, в частности, говорил: «Короны, троны мировых палачей полетели в грязь». Прямо с Софиевской площади рабочие вместе с Зиновьевым жаждали идти в Европу, разжигать пламя мировой революции. Это «пламя» вскоре «сожжет» многих из выступавших в те дни революционеров. Но это будет потом. А тогда все верили в победу мирового коммунизма.

В 1934 году Софиевская церковь была закрыта, затем ее разобрали. Больше не существует и Софиевской площади. Но я уверен, что память и об этой церкви, и о площади будет жить в сердцах ростовчан. Как и память о том смутном времени, которое довелось пережить нашей стране.

Уверен, что мы также должны бережно относиться к захоронениям, как красноармейцев, так и к захоронениям солдат и офицеров Белой армии. Они все являются частью истории нашей Родины. Без уважительного отношения к своему прошлому невозможно построить цивилизованное и светлое будущее.

Георгий БАГДЫКОВ