Почему Армянскую церковь называют григорианской?

Меня часто спрашивают друзья: почему Армянскую церковь называют григорианской? Надо сказать, что это неофициальное название церкви. Армяне свою церковь называют Армянской апостольской или Армянской апостольской православной. Эта церковь относится к Древневосточным православным церквям. Но имеет некоторые различия с православием.

А Армянскую церковь в народе называют григорианской потому, что крестил Армению Святой Григорий Просветитель (по-армянски Сурб Григор Лусаворич). Этот святой почитается как Русской православной церковью, так и другими православными церквями, в том числе Римско-Католической. Он даже признается Англиканской церковью. Кстати, считается, что у Григория Просветителя или Григория Армянского были парфянские корни.

Святого Григория Просветителя армяне очень любят. Там, где они живут, обязательно появляются храмы в честь этого святого. Но мало кто знает, что и на Руси почитали Григория Армянского. Более того, в храме Василия Блаженного есть придел Святого Григория Армянского.

Армяне особо гордятся тем, что первыми в мире приняли христианство в качестве государственной религии в 301 году.А Армянскую церковь именуют апостольской потому, что первыми христианскую веру в Армении проповедовали ученики Христа − апостолы Фаддей и Варфоломей. Именно эти апостолы считаются первыми духовными просветителями Армении. На территорию этой страны они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга.

И все же Святой Григорий Просветитель особо почитаем среди армян. Как я уже писал, армяне в честь святого везде, где живут, строят храмы.

Например, в честь Григория Просветителя был назван кафедральный собор Нахичевани-на-Дону. К сожалению, в советские годы он был снесен.

Но в честь Григория Армянского и в современной России строят русские православные храмы. Да-да. Именно так. Например, несколько лет назад в селе Чалтырь был открыт русский православный храм Григория Просветителя Армении.

А раньше в честь Григория Армянского называли фрегаты. Например, в Википедии вы можете прочитать о том, что фрегат черноморского флота Российской империи «Григорий Великия Армении» («Пчела») принимал участие в русско-турецкой войне 1787−1791 годов. Интересно, что судно было построено в 1782 году. Оно было торговым. Вначале корабль назвали «Пчела». Но потом его переоборудовали под фрегат, установили пушки и переименовали в «Григорий Великия Армении». Именно так назвали этот корабль.Думаю, что это сделали назло тогдашнему врагу России Османской Турции, а также в знак любви и уважения к святому. Но это мое, конечно, субъективное мнение.

Фрегат, названный в честь Святого Григория Армянского, входил в состав эскадры прославленного русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова. Кстати, Ушаков впоследствии тоже стал святым Русской православной церкви.

По данным Википедии, фрегат «Григорий Великия Армении» был выведен из состава российского флота в 1791 году. До этого он нес службу в Севастополе.

Вот так. Вот такое уважение к Григорию Просветителю Армении было в Российской империи. Кстати, именно в Российской империи Армянскую церковь называли григорианской. Тогда придавали большое значение вероисповеданию. Даже национальность не играла такой роли, как вера.

Армян считали своими. Потому как они христиане. Правда, придавали значение тем различиям, что есть между Русской и Армянской церквями. Например, чтобы обвенчаться, скажем, армянину с русской (или наоборот), надо было получить специальное разрешение.

А что это за различия? Если сказать честно, то простому смертному этого не понять. Я много лет изучаю историю, в том числе и историю Армянской апостольской церкви,но так и не понял всей сути. Скажу одно. В этом сыграла большую роль политика. Но это мое мнение. Причина разногласий – Халкидонский собор 451 года. Армения тогда вела кровопролитную войну с Персией. Кстати, отстаивала свое право на христианскую веру. Византия Армении не помогла. А Армянская церковь не имела возможности следить за развернувшимися в Византии христологическими спорами и высказать свою позицию. Более того, началась путаница в переводах постановлений этого собора. Правда, некоторые историки считают, что армяне осознанно не приняли решений Халкидонского собора. Армян обвиняли в ереси монофизитства. Кстати, обвиняют и сегодня. Армянская церковь категорически отвергает эти обвинения. И считает себя истинно православной церковью. Монофизиты утверждают, что в Христе только божественная природа. Армянские богословы так не считают. Себя считают миафизитами. То есть признают, что у Христа единая Богочеловеческая природа.

Православная церковь придерживается диофелитства, то есть диофизитской христологической доктрины о двух природных волях в Иисусе Христе.

На православном сайте «Азбука веры» вы можете прочитать ответ на вопрос о соединении природ в Богочеловеке Иисусе Христе. Цитирую: «В Богочеловеке Иисусе Христе нераздельно и неслиянно соединены две природы − природа совершенного Бога и природа совершенного человека, Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, соединенных в Его единой Божественной Ипостаси».

Вы что-нибудь поняли? В чем принципиальное отличие от взглядов Армянской церкви? Мне это сложно понять, честно признаюсь. Думаю, что не каждый священник вам сможет объяснить эти богословские понятия и различия. Заранее прошу прощения. Никого обидеть не хотел. Вопросы веры всегда деликатны. Поэтому больше рассуждать на эту тему не буду.

Но радует меня в этом только одно. Спасибо огромное за то, что из-за этих споров, как староверов за двуперстие, армян не убивали. Спасибо нашим российским царям, которые проявляли государственную мудрость и поддерживали армян как христиан.

Могу сказать лишь одно: друзья, любите друг друга. Ведь Бог есть Любовь.

И еще напомню слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, которые он произнес, когда посетил Святой Эчмиадзин в Армении: «Наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг к другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской православной и Армянской апостольской церквей древнему церковному Преданию».

А потом Патриарх добавил: «Мы рады, что в духовных академиях Русской православной церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси».

По-моему, сказано очень точно и правильно.

Я надеюсь, что смог ответить на вопрос, почему Армянскую церковь называют григорианской. Также постарался разъяснить, в чем заключается разница между Русской и Армянской церквями.

А как это у меня получилось, судить, конечно, вам, дорогие читатели.

Георгий БАГДЫКОВ