Первая жертва электрических столбов в Нахичевани

Перечитывая дореволюционную прессу, я не перестаю удивляться тому, насколько смело и свободно, несмотря на царскую цензуру, тогда в газетах критиковали городскую власть, Думу, политиков и общественных деятелей. Ростовские газеты «Донская пчела», «Приазовский край», «Южный телеграф», «Юг» и другие издания смело писали о городских проблемах.

Так, «Южный телеграф» в 1902 году опубликовал критическую корреспонденцию в рубрике «Злобы дня», посвященную неправильной установке электрических столбов в Нахичевани. Газета критиковала нахичеванского голову Минаса Ильича Балабанова.

И вот почему. Мы знаем, что при Минасе Ильиче город Нахичевань был телефонизирован, электрофицирован, именно при нем появился городской трамвай. Газета писала: « В воскресенье «легла костьми» первая жертва электрических столбов строящегося в Нахичевани трамвая. Жертва легла авансом, в счет будущих «происшествий и столкновений», так как электрический трамвай еще не готов, а только пока устанавливается. Произошло это очень просто. Из катившегося по рельсам конного трамвая неосторожно выглянул вперед, выставившись из вагона, какой-то пассажир, слесарь по профессии, и был сбит столбом. Удар в голову был настолько сильным, что несчастный пассажир трамвая тут же и Богу душу отдал. Видите, как просто. Еще бы проще, да некуда. Был жив человек и в три минуты его не стало. Электрические столбы в Нахичевани имеют роковое значение…»

Далее газета в смерти несчастного слесаря обвиняла нахичеванского голову Минаса Ильича Балабанова. Дескать, он расположил электрические столбы в опасной близости к трамвайным рельсам. И из-за этого много нахичеванских пассажиров, которые из-за любопытства высовывают головы из окон, получают травмы и увечья.

Надо заметить, что в том, что электрические столбы в Нахичевани установлены неправильно, газета обвиняла не только Минаса Балабанова, но и Нахичеванскую управу, которая допустила у себя в городе подобное безобразие. Газета писала: «Это ваши столбы, господа нахичеванские «отцы»! Трудно понять, почему г. Балабанов так энергично отстаивал установку электрических столбов в таком близком соседству с линией движения трамвая».

Я не знаю, чем закончилась эта печальная история, связанная со смертью нахичеванского слесаря и были ли эти электрические столбы отодвинуты на более безопасное расстояние от трамвайных путей.

Известно точно одно — благодаря стараниям Минаса Ильича Балабанова в Нахичевани появился трамвай!

Георгий БАГДЫКОВ