Новогодний праздник в галерее «Ростов»

Замечательный новогодний праздник состоялся в галерее «Ростов». Но это был непросто новогодний вечер, он был посвящён истории встреч Нового года в Ростове и Нахичевани. Этот вечер вели ростовский краевед Оксана Александровна Мордовина и автор этих строк.

Мы рассказали гостям о том, что в девятнадцатом веке торжества затевали с приходом Святок. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю)- в рождественский сочельник. 25 декабря (7 января) отмечали Рождество. 1 января (14 января) отмечали Новый год и 6 января (19 января) праздновали Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели. Церковные и светские традиции тогда были тесно связаны.

В рождественскую ночь ростовцы шли колядовать, а утром отправлялись в церковь на торжественное богослужение. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости с визитами. За день успевали, как правило, посещать несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами. На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета,совершать новогодние визиты, а также дарить подарки можно было на протяжении всего января. Конечно, подарки ждали больше всех дети! Богатые ростовцы праздники проводили и в дорогих ресторанах. Изысканная публика проводила свой досуг в заведениях одного из известнейших рестораторов того времени Карапета Чарахчианца. В трехэтажном здании,на месте которого сейчас размещается Ростовская областная филармония, находилось его знаменитое кафе-театр «Марс» с зимним садом и двором. Пожалуй, ему удалось создать первый в Ростове кафе-ресторан на парижский манер — соединить под одной крышей продажу вина, кофе, кондитерских изделий, разного рода закусок a la fourchette, чтение газет и журналов, выступление артистов во время ужинов. Концертные программки он печатал на бумажных салфетках. В 1910 году К. В. Чарахчианц отошел от дел и сдал кафе-театр «Марс» в аренду «Обществу трудовых татар».

Что предлагал владелец ростовцам в новогодние праздники? Кончено, концерт-варьете! Например, в одной из реклам того времени можно прочитать, что в концерте-варьете принимали участие господин Гопен из Парижа, со своими автоматами (большой фурор!), а также французская лирическая певица,контральто госпожа Рене — Звезда Парижа. В концерте участвовала, певица госпожа Ферия, еще одна лирическая певица госпожа Бодере, русские дуэтисты господа Кринские, шансонетная певица Энгель, венгерский хор города Калалай и другие…

Можно было приобрести сразу на все праздники абонемент — книжку билетов для входа в зал на 10 билетов за 3рубля 20копеек! Ростовцы тоже любили пышно и с размахом встречать Новый год. В этой гостинице имелся великолепный ресторан. «Большая Московская» считалась фешенебельным заведением Ростова! Вот и в Новый год газеты давали объявления о проведении новогодней ночи в залах гостиницы.

«Встреча Нового года! Зал будет убран гирляндами и живыми растениями! Ужин из трех блюд и бокал шампанского — 3 рубля с персоны».

В гостинице посетители могли также в антракте бесплатно осматривать французскую салонную космораму, показываемую первый раз в России!

Надо пояснить, что косморама — картина, на которую зрители смотрят в стекла, увеличивающие изображения до натуральной величины, при искусственном освещении. По-русски – раек.

Райки или косморамы были неотъемлемой частью праздничных увеселений в XIX веке. Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей или событий.

Не менее торжественно и весело отмечали новогодние праздники в Нахичевани-на-Дону.В Нахичевани Новый год и Рождество всегда отмечали с размахом и очень торжественно. Как правило, за большим и праздничным столом собиралась вся семья – многочисленные родственники, дедушки, бабушки, тети, дяди.

Хозяйки готовили праздничные блюда. Например, гату. «Гата» – это сладкая булочка, в которую кладут начинку из меда и ореха. К столу подавали самсу – пирожки, которые начиняли как мясом, так и различными сладостями. Готовился также каханд. Его приготовляли из меда и жареных орехов. Мед взбалтывали так, что он белел, а затем в него бросали жареные очищенные орехи. Все это смешивали вместе, наливали в красивый сосуд и ставили на праздничный стол.

Готовился особый пирог тари. Его приготовляли так, что на нем было видно несколько частей и ответвлений. Число этих частей или веток бывает двенадцать. Столько же, сколько месяцев в году, или по числу домочадцев. Верх пирога украшали орехами, изюмом. В одну из частей пирога клалась монета. Пирог разрезался и распределялся между членами семьи. Кому выпадает монетка – тому и будет счастье в наступающем году.

Ерванд Шахазиз в своей книге «Новый Нахичеван и новонахичеванцы» описывал, что в городе 31 декабря с утра до вечера дети ходили по домам и пели праздничные песни – «каландос» («галандос»). Им за это взрослые давали сладости, а также гату, самсу и деньги.

Рождество донские армяне отмечали особо торжественно. Обязательно было посещение богослужения в церкви. На ужин сочельника, помимо блюд для разговенья после поста – рыбного холодца, жареной и вареной рыбы, обязательно готовился «кубати» («губаты»).

«Кубати» (или «губаты») – это пирог, состоящий из сорока листов теста, начиненного рыбой. Целый день нахичеванские хозяйки раскатывали эти сорок листов теста для пирога специальными тонкими скалками – «охлов». После того как половина слоев опрыскивается маслом и складывается друг на друга, на них посыпается мякоть жареной рыбы и лук, и прикрывается все это другой половиной опрысканных маслом и сложенных друг на друга слоев, сверху смазывают яйцом и ставят в печь. Поверьте, это очень вкусно!А еще донские армяне любили на праздники готовить пельмени. Армянские пельмени (береки) – по размеру очень маленькие.

Особо следует отметить, что нахичеванские мужчины знали толк и в спиртном. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях известный общественный деятель конца девятнадцатого – начало двадцатого столетия Келле-Шагинов:

«Мужчины вначале пили водку, а за ужином – вино, мадеру, херес, и больше всего – Санторинское, которое привозилось греками, донские вина: цимлянское, раздорское и проч. Дамам подавалось только сладкое – кизлярское или прасковейское вино, каковое вкушали неполную рюмку по обычаю… До ужина мужчинам подавали пунш, состоящий из трети стакана кипятка с сахаром и лимоном, в который подливали ром по вкусу. Таких пуншей подносили без конца до ужина, по числу пуншей ценилось и достоинство вечера».

Что ж, как видим, нахичеванцы, действительно любили погулять, особенно вкусно поесть.

Целый день в Рождество в армянских церквях идут богослужения. Особо трепетно донские армяне относились к освященной воде. Ее хранили круглый год в специальных чашах и употребляли как средство исцеления.

Многие традиции донских армян ушли в прошлое. Но и сейчас мы все от души и с радостью встречаем Новый год и Рождество. А свежую «гату», «самсу», «кубати» («губаты») и теперь можно приобрести в продуктовых магазинах Чалтыря и Нахичевани.

Хочется поблагодарить галерею «Ростов» за организацию историко-музыкальных лекций. Считаю, что такие лекции популяризируют нашу историю, историю родного края, прививают людям любовь и уважение к своему прошлому.

Мне приятно отметить, что галерея «Ростов» стала центром притяжения городской интеллигенции. Ведь в этом месте проходят не только выставки, но и организуются презентации книг, а также проводятся, как я уже писал, историко-музыкальные вечера.

Особую благодарность следует выразить профессору Ростовской государственной консерватории, музыковеду Наталье Алексеевне Мещеряковой. Именно она приглашает на наши лекции известных ростовских музыкантов и певцов, которые становятся украшением этих вечеров, придают им особый и неповторимый колорит.

Наталья Алексеевна — необыкновенный человек. Когда она говорит о музыке, то вся преображается. Она словно погружается в светлый и чистый мир Искусства. Ее выступления перед зрителями я бы назвал музыкальными лекториями для взрослых. Наталья Алексеевна Мещерякова — замечательный рассказчик.

Слова благодарности хотелось бы выразить и коллективу хорового театра «Отражение». Этим театром руководит засуженный деятель Всероссийского музыкального общества, доцент кафедры хорового дирижирования, кандидат искусствоведения Татьяна Овчинникова. Особо мне запомнилось выступление солистки этого театра Натальи Юренко.

Своей игрой на гитаре очаровал гостей галереи «Ростов» ученик 3 класса детской музыкальной школы №10 имени С.С. Прокофьева Александр Потапенко (преподаватель Елена Ивановна Фадеева). Приятно осознавать, что у нас растут такие талантливые дети.

Но главное — радует то, что на историко-музыкальные лекции приходит немало молодых людей. Думаю, что теперь можно смело говорить, что преемственность поколений существует. И вот ради этого стоит жить!

Георгий БАГДЫКОВ