Несостоявшаяся дуэль в Нахичевани

К сожалению, в девятнадцатом веке дуэли в России были распространенным явлением. Конечно, невозможно с позиции сегодняшнего дня оценивать кодекс чести офицеров и дворян того времени.

Сегодня сложно сказать точно, сколько людей в России погибло на дуэлях. Но погибших было немало. Это точно. Самое неприятное то, что были такие случаи, когда аристократ или офицер не мог не принять вызов. Иначе бы его перестали уважать в обществе.

Страшно даже представить, сколько молодых ребят погибло за не тот взгляд на даму или дерзко произнесенное слово.

Как я уже писал, происходили дуэли в России в девятнадцатом веке повсеместно. Но удивительно- в Нахичевани дуэлей не было. По крайней мере, до нас не дошло таких сведений. А вот о несостоявшейся дуэли в Нахичевани мы можем судить по воспоминаниям известного общественного деятеля и предпринимателя Келле-Шагинова.

Нужно, правда, отметить, что когда мы читаем воспоминания путешественников, которые побывали в Нахичевани в конце ХVIII – начале ХIХ веков, то видим перед собой восточный город с богатыми базарами и знатными купцами. Но уже к середине ХIХ века Нахичевань-на-Дону становится по-настоящему европейским городом, светские салоны которого ничем не отличаются от московских и петербургских. Более того, в шестидесятые годы девятнадцатого века в Нахичевани был открыт Коммерческий клуб, в котором и устраивались балы. В книге мемуаров Келле-Шагинова «Моя единственная жизнь» об этом написано хорошо и подробно.

«В 1864 году открылся Коммерческий клуб, стали устраиваться бальные вечера. Это было ново для нахичеванцев. Бал, в котором хозяина нет, всякий, кто записался в члены, может бывать без зова. На балах по уставу танцующие должны были быть во фраках и в белых перчатках. Ну, раз во фраках, значит, были жилеты и галстуки и лакированные щиблеты. То, что ново было для нахичеванцев, вообще не ново было для молодежи, бывавшей в Москве. Город вдруг весь был охвачен этими балами, дамы и девицы готовили новые наряды, платья с декольте, чего тоже не бывало. Бильярд, открытый буфет, дамы на балу разносили конфеты, оршады и лимонады от дирекции; пошли новые танцы: лансье, мазурка, гран-рон; театральный большой оркестр из ростовского театра, семейные ужины после бала на особых столиках, лакеи во фраках, белых перчатках, поварские меню — все это на новый манер, не так обыкновенно проводились вечера у нахичеванцев, в большинстве по одному шаблону, одинаково у всех. Всей этой новизной был охвачен весь город, потекла новая струя широкой волной в жизни нахичеванцев.

По уставу полагалось обязательно в течение зимы устроить один платный маскарадный вечер в пользу инвалидов и один вечер — для детского бала. Маскарадный или костюмированный бал, также было ново. Ряженые на масленой в масках ходили по улицам, заходили в знакомые дома, но бала, общедоступного для масок, не бывало никогда. Наступил вечер маскарада. Из армянок никто не решался явиться в масках. Явились многие, но в обыкновенных бальных нарядах и без масок. Мужчины также были баз масок. Но из Ростова приехало много дам и кавалеров без масок, явились офицеры местного гарнизона. Начались танцы, и во время танцев один офицер, считая себя оскорбленным чем-то Карпом Кириловичем Черчоповым, из местной золотой молодежи, вызвал его на дуэль, бросив перчатку. Это произвело страшный переполох в городе. Дуэль — невиданное дело для нахичеванцев. Пошли между матерями и сестрами ахи и вздохи, считая его, статского человека, заранее обреченным на смерть. Тут вмешались друзья Черчопова, которым удалось примирить и сенсацию эту затушить».

Тут мне хотелось бы обратить внимание читателей, что Нахичевань был все-таки городом особым. Несмотря на то, что к середине ХIХ века город по архитектуре не отличался от европейских, по укладу он все же был армянским. Не было в традиции донских армян дуэлей. Нахичеванцы всегда старались подобные конфликты решать миром. Смею предположить, что ни Пушкина, ни Лермонтова в Нахичевани на дуэль никто бы не вызвал. В худшем случае, их просто побили бы. Конечно, страсти кипели в городе порой шекспировские. Но любую ссору старались решить мирно. Это правда. Как и правда то, что история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения.

Георгий БАГДЫКОВ