Необычные традиции нахичеванских армян

У нахичеванских армян были некоторые традиции, которые сегодня кажутся странными, необычными. А кто-то из современных людей может посчитать эти традиции и вовсе дикими и средневековыми.

У многодетных нахичеванцев было принято отдавать своих детей в семьи близких родственников, не имевших детей. При этом от усыновленных ребят не скрывали их происхождения. Они имели по два отца и две матери.

Например, как пишет С. Хачикян в книге «Амаяк Арцатбанян», у известного нахичеванского художника Арцатбаняна было три брата: Григорий, Карп и Амазасп. Григорий был отдан в семью Марбашевых, стал их приемным сыном.

Сейчас это кажется странным и даже диким. Как можно отдать своего ребенка кому-то? Но следует учитывать, что детей, как правило, отдавали не кому-то. А, например, в семью родного брата или близкого родственника, у которого не было детей. В Нахичевани же все друг друга знали очень хорошо.

Почему же так поступали нахичеванцы? Я позволю себе озвучить свою версию. Армяне, как и евреи, народ гонимый. Дети — будущее нации. Это тот генофонд, который нельзя потерять. Поэтому раньше рассуждали так- если тебе Бог дает детей, а твоему брату не даёт, то ты должен поделиться с братом. Его счастливым сделаешь и народу своему выжить поможешь.

Возникает логичный вопрос: а как же вели себя мамы, которые отдавали своих чад в другие семьи? Как они на такой шаг могли пойти? Я думаю, что ответ прост. Их никто и не спрашивал. Было патриархальное общество. Все жили определенным укладом, слушали старших. Жили большими семьями, как правило, в одном доме или дворе. Все были друг у друга на виду.

Конечно, тяжело с позиции сегодняшнего дня судить об этом обычае. Но так было.

Недавно узнал, что не только многодетные донские армяне отдавали своих детей бездетным родственникам. Такой обычай существовал и у казахов.

Но со временем эти необычные традиции нахичеванских армян стали уходить в прошлое.

Недавно одна моя знакомая спросила у меня: «Как же армянские женщины могли даже близким родственникам отдавать своих детей? Я бы никогда этого не сделала. Лучше бы меня убили».

Ещё раз повторю, что не следует судить людей девятнадцатого или начала двадцатого века, живущих в Нахичевани, с позиции сегодняшнего дня. Тогда была совсем другая шкала ценностей. Хотя разве сегодня может кто-то знать, что было на душе у той мамы, которая отдала своего ребенка?

Георгий БАГДЫКОВ