Нахичеванские карикатуры

В детстве я очень любил карикатуры Херлуфа Бидструпа, Ленгрена, Бориса Ефимова. Особо популярны у нас в стране были Кукрыниксы. Карикатура — это рисунок чего-либо или кого–либо в намеренно искаженном виде. Бывает карикатура политическая, социальная, бытовая и так далее. Жанр карикатуры был очень популярен в советское время. Но, оказывается, карикатура была популярна в Ростове и Нахичевани-на-Дону ещё и до 1917 года. Признаюсь, это меня удивило!

Зная о том, что я изучаю историю города, ростовский краевед Оксана Александровна Мордовина присылает мне разные дореволюционные статьи, опубликованные в газетах «Приазовский край», Донская пчела», «Юг» и др. И вот в этих публикациях нередко встречаются карикатуры на общественных деятелей, на Думы Ростова и Нахичевани и их гласных.

Надо сказать, что Нахичевань всегда жила политически насыщенной жизнью, несмотря на то, что город был патриархальным. Но при этом каждая партия, каждый купец отстаивали свои интересы, делалось это порой очень эмоционально. Ну а пресса, как мы видим, была довольно смелой и демократичной. Подобная карикатура на власть мне напомнила все то, что происходило у нас в прессе во время перестройки и в девяностые годы. Почему-то сегодня я не могу себе представить подобных карикатур.

Кстати, на газету «Приазовский край» за критические статьи и подобные карикатуры не раз в те годы подавали в суд. Но газета имела большую популярность у читателей всего юга России, издавалась большим тиражом. Даже было время, когда газета выходила дважды в день – утром и вечером. «Приазовский край» издавался в нашем городе до 1919 года. После прихода большевиков к власти газета была закрыта. Они в отличие от буржуазных демократов сделали это без всякого суда.

Надо сказать, что некоторые гласные дум Ростова и Нахичевани и главы городов страдали от критики прессы незаслуженно. Так, в Нахичевани и в Ростове распространяли слухи о том, что нахичеванский голова Минас Ильич Балабанов вор и фальшивомонетчик. Это ничего общего не имело с действительностью. Балабанов был одним из лучших руководителей города Нахичевани-на-Дону, он сделал очень многое для его развития и процветания. Но его недруги с удовольствием распространяли о нем грязные слухи.

Недавно я систематизировал карикатуры газеты «Приазовский край» за 1914 год.

Особенно меня умилила карикатура, которая называлась «Ростово-Нахичеванская весенне-пасхальная идиллия». На ней изображены ростовцы и нахичеванцы, которые братаются друг с другом, целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Ростовцы бьют в колокола, нахичеванские армяне играют на своих национальных инструментах. Действительно, идиллия. Кстати, подобные гулянья проходили на ростово-нахичеванской меже (границе). Ныне это Театральная площадь. Конечно, это карикатура. Но она заставила меня вспомнить, как отмечали Пасху в Нахичевани и о том, что граница между Ростовом и Нахичеванью проходила именно по нынешней Театральной площади.

Не менее интересна карикатура под названием «Театр «Нахичеванская Дума». На картинке изображен некий балаган под названием «Театр «Нахичеванская Дума», на сцене которого мужчины армянской внешности колотят друг друга палками.

 

На сцене этого театра-балагана можно прочитать надпись: «Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!» Мы видим, как толпа штурмует театр под названием «Нахичеванская Дума». Люди давят друг друга, но все стремятся попасть в этот театр и несут с собой плакаты с надписями: «Рахат-лукум», «Шашлык». Под карикатурой написано «Хдрелэзъ».

Хотел бы еще объяснить, почему на карикатуре было написано «хдрелез». Донские армяне всегда торжественно отмечали большой праздник Хдрелез. Вот как описывает его известный нахичеванский художник С.П. Чахирьян: «Хдрелез был наиболее популярным праздником в Крыму. Православные греки отмечали именины святого Георгия 23 апреля, в день, знаменовавший начало весны. Это был праздник для всех народов Крыма, в том числе и для армян, христиан армяно-григорианского вероисповедания, а также для армян-католиков, для татар-мусульман и для караимов-иудеев».

Как я уже писал, в Нахичеванской Думе кипели нешуточные страсти. Любой гласный подвергался, общественный деятель, городской голова, подвергался жесткой критике. Отчёты о заседаниях Думы нередко публиковались в газетах, в том числе и в «Приазовском крае».

С моей точки зрения, тогда журналисты чётко знали, о чём можно писать, а чём – нет. Были темы, которые трогать нельзя. Нельзя критиковать государственный строй, царя, веру. Но остальные темы жесткой цензуре не подвергались. Поэтому общественные деятели Ростова и Нахичевани с удовольствием критиковали гласных Дум, купцов, местных политиков и чиновников. Причём критиковали очень жестко.

Карикатура на гласных (то есть, говоря современным языком, депутатов) Нахичеванской Думы меня заставила невольно улыбнуться. На рисунке изображены в гротескной форме известные общественные деятели Нахичевани – Чубаров, Келле-Шагинов, Дурбах, Сармакешев, Бахчисарайцев, Мелковнов-Эзеков, Хлытчиев и другие.

Каждый из этих людей — яркая личность, оставившая значительный след в истории Нахичевани и Ростова. Да-да. Эти люди внесли большой вклад в историю, культуру и архитектуру Ростова тоже. Например, нахичеванский архитектор Дурбах строил прекрасные дома и здания не только в родном городе, но и в Ростове. Многие нахичеванские купцы были гласными и Ростовской Думы. Например, Бахчисарайцев стоял у истоков праздника древонасаждения в Ростове. Многие из гласных Нахичеванской Думы имели доходные дома в Ростове.

Сегодня тоже многие депутаты имеют недвижимость в разных местах и городах. Но только те гласные из дореволюционной России сделали очень многое для развития родного края, украсив архитектуру нашего города красивейшими домами. Но это уже другая история.

Георгий БАГДЫКОВ