Нахичевань-на-Дону − город театралов

18 января 2019 года в Музее русско-армянской дружбы открылась выставка «Таланты и поклонники. Нахичевань-на-Дону − город театралов». Открытие этой выставки не случайно. Ведь Нахичевань была городом театральным. И в 2019 году исполняется 120 лет Нахичеванскому городскому театру (ныне Муниципальное автономное учреждение культуры «Ростовский-на-Дону академический молодежный театр»).

Как верно заметила в своем выступлении руководитель Музея русско-армянской дружбы Маргарита Юрьевна Соколова, самым любимым видом искусства у жителей Нахичевани-на-Дону был театр. Еще в 30-е годы XIX века молодые нахичеванцы Т. Хадамян, С. Тигранян, М. Кушнарян, получившие образование в Москве, ставили театральные постановки в здании школы, привлекая к ним учащихся.

Уже в середине ХIХ века в город Нахичевань-на-Дону на гастроли неоднократно приезжала труппа артистов из Константинополя под руководством Товмаза Фасулджяна (Фасулчьяна). Он имел официальное разрешение министра внутренних дел Российской империи давать спектакли на армянском языке. Труппа разыгрывала пьесы Г. Сундукяна и комедии Мольера.

Одним из ведущих актеров был армянский трагик Петрос Адамян. Он был особо любим и почитаем жителями Нахичевани-на-Дону. Артист впервые приехал в город в составе труппы Т. Фасулджяна. В дальнейшем П.И. Адамян (Адамиан) приезжал в Нахичевань-на-Дону в 1882, 1883, 1885 годах. Выступал на армянском и французском языках. (Гeнджян Е. Памяти великого артиста Петра Иеронимовича Адамяна (Очерк). 1903 г.) Пребывая в Нахичевани, Петрос Иеронимович Адамян бесплатно обучал жителей города актерскому мастерству.

Петрос Адамян был известным актером не только в армянской среде, его знали и уважали в мировом театральном искусстве. Он сумел в короткий срок собрать небольшую труппу из актерски одаренных нахичеванцев, чтобы давать спектакли.

Адамян был вдумчивым артистом, кропотливо работающим над собой и каждой своей ролью, много читающим и образованным. Он увлекался живописью, любил делать наброски карандашом, иногда рисовал «образ» героя, который должен был воплотить на сцене. Спектакли любительского нахичеванского театра не были частыми, нередко актеры выступали бесплатно. Петрос Адамян не мог зарабатывать актерской работой в Нахичевани. Деньги на хлеб ему давала живопись. Особенно хорошо у него получались портреты. Картины Адамяна с удовольствием покупали нахичеванцы.

Репертуар актера был самым обширным − от мелких ролей в одноактных спектаклях до Отелло и Гамлета в трагедиях Шекспира. Адамян выступал не только в Нахичевани, он совершал турне по различным городам Российской империи.

Адамян любил Нахичевань. Но и члены Общества любителей театрального искусства всегда помнили о роли П. Адамяна в становлении театрального искусства в Нахичевани-на-Дону. В 1903 году (10-я годовщина со дня смерти артиста) был дан спектакль «Любовь и предрассудок», посвященный безвременно ушедшему из жизни актеру, и организована выставка его личных вещей, хранившихся в городском банке.

Е. Генджян писал: «Адамян словно был нахичеванцем, так близко было его имя сердцу нахичеванцев, причем для всех слоев без исключения». По словам руководителя Музея русско-армянской дружбы Маргариты Юрьевны Соколовой, это не было преувеличением: в семьях жителей города хранились фотографические портреты артиста (выпускались владельцами фотоателье), открытые письма, театральные программы.

В Нахичевани постоянно гастролировали играющие на армянском языке театральные труппы из Константинополя и Баку, Тифлиса. Особый восторг вызывала актриса Меропия Исааковна Кантарджян (1857−1932), выступавшая под псевдонимом Сирануш («Сладостная красавица» или «Любовная сладость»).

По мнению Маргариты Юрьевны Соколовой, роль Сирануш в армянском театральном искусстве неоценима. Она стала легендой еще при жизни. Сирануш была одной из первых актрис на провинциальной сцене, исполнивших роль Гамлета в трагедии Шекспира. Армянские театральные критики начала ХХ века любили сравнивать ее с французской артисткой Сарой Бернар. М.И. Кантарджян гастролировала в Нахичевани-на-Дону в 1897 году в составе театральной труппы Тифлиса. Предположительно, также выступала в Нахичевани во время гастролей 1912−1913 годов.

Маргарита Юрьевна Соколова рассказала, что существует городская легенда о том, что поклонниками Сирануш был преподнесен серебряный венок, а затем ее на руках несли до железнодорожного вокзала Ростова-на-Дону.

К концу XIX века культурная жизнь в Нахичевани достигла своего наивысшего расцвета. Нахичеванские светские салоны ничем не отличались от петербургских или московских. Поэтому в конце ХIХ века здесь было создано Общество любителей драматического искусства. Его члены ставили своими силами спектакли. Как я уже писал, приглашали на гастроли армянские театральные труппы из других городов России и из-за рубежа.

При такой любви к театральному искусству Нахичевани-на-Дону и ее жителям было необходимо городское театральное здание. Поэтому члены Нахичеванского общества любителей драматического искусства подали в городскую Думу ходатайство «О сооружении здания городских общественных учреждений и помещения в нем театрального зала и местного коммерческого клуба». Гласные Думы поручили городскому архитектору Николаю Дурбаху разработать проект театра.

Именно Общество любителей драматического искусства под руководством Г.И. Чубарова стало инициатором строительства в Нахичевани здания городского театра. Театр, построенный по замечательному проекту выдающегося нахичеванского архитектора Н.Н. Дурбаха, был торжественно освящен по обрядам Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви 16 декабря 1899 года. Театр открылся постановкой спектакля по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».

Новый театр стал центром культурной жизни Нахичевани. Здесь ставили спектакли, проводили благотворительные балы, устраивали общегородские торжества. Приятно отметить, что здание театра до сих пор служит Мельпомене.

Хотелось бы выразить благодарность руководителю Музея русско-армянской дружбы Маргарите Юрьевне Соколовой, всем сотрудникам музея за организацию прекрасной выставки «Таланты и поклонники. Нахичевань-на-Дону − город театралов». Думаю, что ростовчанам и гостям нашего города будет интересно узнать о том, какой насыщенной культурной жизнью жила Нахичевань-на-Дону в конце XIX и начале XX века.

Георгий БАГДЫКОВ