«Нагота и ея значение для здоровья», или Айседора Дункан в Ростове-на-Дону

Из архива заслуженного врача России Минаса Багдыкова

Когда-то в библиотеке своего отца Минаса Георгиевича Багдыкова я нашел интересную книгу «Нагота и ея значение для здоровья», изданную в Санкт-Петербурге в 1913 году. Это сборник культурно-исторических и художественных очерков, составленный по книгам и статьям Ричарда Унгевиттера. Ричарда Унгевиттера считают пионером нудистского движения в мире. В России в те годы он был очень популярен в богемной среде, среди творческой молодежи и интеллигенции. В книге представлены фотографии обнаженных нудистов начала XX века. Показаны целые семьи нудистов. Напечатаны отрывки из произведений литературы, иллюстрирующие правильность утверждений автора о пользе наготы для здоровья человека.

Автор искренне полагал, что все беды человечества заключаются в том, что люди не могут гармонично слиться с природой. Он также считал, что многие болезни вызваны нашей неправильной одеждой, а также имеют в своей основе комплексы, навязанные пуританской моралью. Унгевиттер восхищался красотой обнаженного тела. Особенно ему нравились произведения античного искусства.

В своей книге Унгевиттер не скрывает симпатии к Айседоре Дункан. Он пишет о ней так: «Айседора Дункан – вот имя танцовщицы, которая впервые осмелилась выступать с голыми ногами и стопами, «без трико».

Автор, не скрывая своего восторженного отношения к знаменитой танцовщице, заканчивает главу о ней следующими словами: «…Айседора Дункан выступала с огромным успехом в различных городах Германии. Она способствовала своими представлениями резкому повороту в наших общепринятых моральных воззрениях и направлению их на правильный путь».

Многие, конечно, знают, что Дункан была возлюбленной великого русского поэта Сергея Есенина.

О романе Есенина и Айседоры Дункан написано немало статей. Есенин был значительно моложе Дункан. Для их современников это был довольно странный роман и брак, состоявший из восхищений и скандалов.

Но еще до встречи с Сергеем Есениным Дункан была известной в Европе и мире танцовщицей. Она считается основоположницей так называемого свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем.

Айседора Дункан бывала с гастролями в нашем городе. Вот этот факт, мне думается, особо интересен.

Как пишет заведующая отделом Ростовского государственного музея краеведения З.Н. Римская в своей работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», выступления танцовщицы в Ростове были запланированы на 1− 3 мая 1908 года. Уже за несколько дней газета «Приазовский край» давала анонс гастролям знаменитой босоножки, как тогда ее называли. Дункан выступала в театре Мошонкина. Цены на билеты были высокими.

В Ростов-на-Дону известная танцовщица прибыла со своими декорациями, коврами и рефлекторами. Оркестром руководил дирижер Императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер Айседоры Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. Вот как об этом писала ростовская пресса: «…И вот госпожа Дункан, облекаясь в наряд античной танцовщицы, босая, прикрыв себя легкой тканью, в пластических позах рассказывает эту поэтическую легенду».

Надо признать, что ценители театрального искусства Ростова и Нахичевани оказались не готовы к творчеству Дункан. Вот что писала об этих гастролях танцовщицы в Ростове газета «Приазовский край»: «Знаменитая босоножка особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие более незамысловатые вещицы были встречены публикой гораздо внимательнее, потому что были более доступны».

Надо также отметить, что следующие спектакли Дункан в Ростове прошли с большим успехом. Перед отъездом танцовщицы из Ростова «Приазовский край» опубликовал рецензию на танцевальные вечера Дункан.

«По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом», − писала на этот раз газета «Приазовский край».

Следующий визит Айседоры Дункан состоялся через много лет. Как пишет З.Н. Римская в работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», танцовщица приехала на гастроли в наш город в феврале 1924 года. Именно в этот день состоялся ее единственный концерт в Мраморном зале клуба совработников (ВСАСОТР). За эти годы многое изменилось в жизни нашей страны и самой Дункан. Но это уже другая история.

Георгий БАГДЫКОВ