Мхитар Гош в истории донских армян

В 1779 году по Указу императрицы Екатерины Великой был основан город Нор Нахичеван и пять армянских сёл – Чалтырь, Большие Салы, Малые Салы, Крым, Несветай. В Указе Екатерины Великой в пункте пятом сказано, что императрица повелевает учредить Магистрат Нахичевана и «производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемым из вас же по жребию начальникам».

Нахичеванский Магистрат распадался на два отдела – армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались, с одной стороны, на основании обычного права, а с другой – на основании сборника писанных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году.

Этот армянский «Судебник» был приспособлен к законам византийского императора Юстиниана. В армянских селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись Магистрату. До середины девятнадцатого века Магистрат Нахичевани опирался в своей работе на «Судебник Мхитара Гоша». Хотелось бы более подробно рассказать об этом удивительном человеке.

Мхитар Гош – выдающийся армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник. Британский учёный Д.Лэнг ставит стихи и басни Гоша в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена. «Американская энциклопедия» причисляет Мхитара Гоша к одним из виднейших представителей армянского Возрождения.

Точная дата рождения Мхитара Гоша неизвестна. Известно, что он родился в городе Гяндже (Гандзаке). В те годы в Гяндже проживала большая армянская община. Сейчас город Гянджа находится на территории современного Азербайджана. Мхитар Гош получил хорошее образование. Свое образование Гош продолжил в Армянском Киликийском Царстве, где учился при монастыре Севр Лер. Гош пользовался большим авторитетом среди армянской политической элиты своего времени, являлся важной фигурой в духовной и общественной жизни армян. Мхитар Гош написал много трудов. Самый известный труд Гоша «Судебник». Ещё во второй половине двенадцатого века мусульманские правители Гянджи позволяли христианской армянской общине пользоваться собственной судебной системой. Спорные вопросы решались в мусульманских судах. Иногда это приводило к злоупотреблениям и коррупции со стороны власти. И тогда Мхитар Гош решил написать «Судебник» для армян. В историю этот труд вошел под названием «Судебник Мхитара Гоша». Этот труд ещё называли «Армянский Судебник». В «Судебнике» Мхитара Гоша отражены правовые нормы средневековой Армении. Гош считал, что для нации есть два основных столпа – это церковь и государство. Наказания по этому «Судебнику» подразделялись на религиозно-церковные и телесно-материальные. Мхитар Гош считал, что наказание не должно иметь чисто физической цели или мести. По Гошу, наказание должно быть направлено на перевоспитание человека. Впервые «Судебником Мхитара Гоша» стали пользоваться в Киликийской Армении. В течение многих столетий «Судебник» использовался не только в Армении и Киликийской Армении, но и в армянских колониях. Как я уже писал, «Судебником Мхитара Гоша» пользовались донские армяне.

Мхитар Гош считается ещё и классиком армянской литературы. Он писал басни. Книги Мхитара Гоша издавались в Европе. Впервые европейские читатели с творчеством Михаила Гоша познакомился благодаря армянским монахам Конгрегации Мхитаристов с острова Святого Лазаря (Венеция). Мхитаристы печатали труды Мхитара Гоша.

Умер Гош в 1213 году. Похоронен в армянском селе Нор-Гетик (территория современной Армении). На могиле Мхитара Гоша построена часовня. В Ереване армяно-российский университет носит имя Мхитара Гоша.

«Судебник Мхитар Гоша» помогал нахичеванским армянам соблюдать порядок впервые годы жизни на Дону. На это ссылаются многие историки, в том числе и академик В.Б. Бархударян. В этом я смог убедиться, когда работал над книгой «Краткая история Нахичевани-на-Дону».

В Нахичевани для «охраны порядка» имелся штат в 30 будочных сторожей. Но преступность в Нахичевани в то время была редкостью. В статистическом отчете, представленном таганрогскому градоначальнику от 23 июня 1823 года, можно прочитать: «В течение последних 10 лет в округе Нахичевана никем из жителей ни одного убийства не учинено».

То есть жители Нахичевани были законопослушными людьми.

Академик В. Б. Бархударян в книге «История армянской колонии Новая Нахичевань» пишет: «Судебник» состоял из трех разделов. В первом, наиболее развернутом, преимущественно были размещены статьи об уголовном, гражданском, коммерческом и других правах. Во втором разделе – устройство суда, в третьем – порядок судопроизводства и процессуальные вопросы. Весь «Судебник» состоял из 32 глав и 1135 статей. «Армянский судебник» в колонии на Дону стал применяться с первых же лет ее основания, когда в 1782 году О. Аргутян привез его из Астрахани».

(«История армянской колонии Новая Нахичевань». Ереван. «Айастан». 1996. Стр. 52)

Далее академик Бархударян пишет, что «Судебник» применялся в Нахичевани еще в шестидесятые годы девятнадцатого века.

Де-факто армянская колония на Дону была автономной. Конечно, надо сказать, что многим руководителям Ростова не нравилось, что армяне имеют особые льготы и привилегии.

Академик В.Б. Бархударян пишет: «Итак, армянская колония являла собой отдельную административно-правовую единицу. В лице магистрата и других учреждений армянская часть донского населения имела свое автономное управление. Судебными, полицейскими и исполнительскими функциями армянский магистрат управлял автономно. Суд и судопроизводство велись по национальному «Судебнику», базировавшемуся на традициях и обычаях. Армянский округ имел свои отчетливые земельные границы, свой герб и т.п. Делопроизводство в колонии велось на армянском языке. Словом, Новонахичеванская колония и в административно-правовом плане и в экономической области пользовалась довольно широкой автономией».

(«История армянской колонии Новая Нахичевань». Ереван. «Айастан». 1996. Стр. 60-61)

Городовое положение 1870 года, введенное в Российской империи Александром II, придало городу Нахичевани общий муниципальный тип российских городов, и армянский магистрат прекратил свое существование. Армянское население города и селений в 1874 году на общем основании было призвано к отбыванию воинской повинности. До этого года армян в армию не брали, если только они сами этого не пожелают. Подобные привилегии были дарованы также Екатериной Великой. После закрытия Магистрата была создана Нахичеванская Дума. В эту Думу избирались гласные, которые в своем законотворчестве опирались на законы и судебную систему Российской империи.

«Судебник Мхитара Гоша» в истории донских армян сыграл большую и важную роль. Благодаря «Судебнику» донские армяне долгие годы поддерживали порядок и спокойствие в Нахичевани и в армянских селах.

Георгий БАГДЫКОВ