Малоизвестные факты биографии Мариэтты Шагинян

Недавно в Ростове-на-Дону состоялись очередные VII «Шагиняновские чтения» в заочном формате, которые были организованы оргкомитетом и Музеем русско-армянской дружбы.

Мариэтта Сергеевна Шагинян (2 апреля (21 марта) 1888 – 20 марта 1982) – известный советский писатель, поэт, публицист, ученый. Она свидетель и участник исторических событий XX века – Первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, эпохи строительства социализма, Великой Отечественной войны, восстановления и прогресса страны в последующие десятилетия. Эти важнейшие этапы развития нашего государства Мариэтта Шагинян отразила в своем творчестве – романах, повестях, рассказах, стихотворениях, монографиях. Мариэтта Шагинян была Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинских и Ленинских премий. Она автор знаменитой «Ленинианы».

И вот в связи с тем, что Шагинян была автором «Ленинианы» у некоторых моих друзей либеральных взглядов возникли ко мне вопросы. Дело в том, что за популяризацию творчества этой замечательной писательницы я был награжден памятной медалью «Мариэтта Сергеевна Шагинян». И вот некоторых моих товарищей удивило то, что я популяризирую творчество человека, который причастен к травле талантливых писателей в годы сталинских репрессий. Но так могут говорить люди, которые плохо знают биографию Шагинян.

Конечно, заниматься литературной деятельностью при Сталине было непросто. И было очень трудно «не запачкаться», общаясь с властью.

Но есть немало примеров того, как Шагинян защищала талантливых и опальных писателей. Почему-то мало кто знает, что именно Шагинян защищала Зощенко от нападок.

Читатели Зощенко очень любили. Его рассказы были популярны, книги издавались массовыми тиражами. Но судьба писателя была драматичной. Его не любила власть. А в нашей стране это равносильно приговору. После окончания Великой Отечественной войны на писателя начались гонения. 14 августа 1946 года выходит печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В этом постановлении редакция журналов подверглась жесточайшей критике «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко». После постановления журнал «Ленинград» был вообще закрыт.

Кстати, в это время жесточайшей критике и гонениям подверглась также Ахматова. Зощенко запретили публиковаться. И чтобы выжить, он стал заниматься переводами.

Михаила Зощенко восстановили в Союзе писателей лишь после смерти Сталина. Но продолжали травить.

Изучая печальную историю Зощенко, я обнаружил интересный факт. Как я уже писал, советская писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян, которая была родом из Нахичевани-на-Дону, заступалась за Михаила Михайловича. Она считала, что Зощенко необходимо вновь принять в Союз писателей и помочь ему материально.

«Я видела Зощенко каждый год после постановления ЦК, и я должна сказать, что это по-настоящему человек. Он хорошо реагировал на постановление, понял свои ошибки. Он работящий и по-настоящему талантливый советский писатель. И нам стыдно, если мы сейчас не протянем ему руку помощи. Он находится в очень тяжелом моральном и материальном положении. Вопрос о восстановлении Зощенко может быть решен нами единогласно». (Сарнов Б., Чуковская Е. «Случай Зощенко». Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом. 1946−1958. Юность. 1988. № 8.)

Последние годы своей жизни Зощенко провел на даче в Сестрорецке. Пенсию ему назначили незадолго до смерти. Писатель жил бедно. И умер 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Так гласит официальная версия.

Мало кто знает, что при Сталине Мариетта Сергеевна Шагинян сама чуть не попала под каток репрессий. В 1936 году у Шагинян были большие неприятности из-за публикации ее книги «Семья Ульяновых». Эта книга была издана в 1935 году. Но уже в 1936 году попала число запрещенных в Советском Союзе изданий. 5 августа 1936 года появилось постановления Политбюро ЦК ВКП(б). Это постановление были принято по инициативе Сталина. Политбюро осуждало поведение Крупской, которая «получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески просвещала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку». Далее в постановлении говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что тов. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепринятое дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда никаких прав не давал».(Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000).

Чем же так прогневали Сталина Шагинян и Крупская? А тем, что Шагинян с одобрения Крупской обнародовала тот факт, что в жилах Ленина текла калмыцкая кровь. А дед Ленина по материнской линии в книге указан как малоросс. Тут надо пояснить, что дед Ленина по материнской линии – Александр Дмитриевич Бланк – родился в Волынской губернии в местечке Староконстантинова. Его настоящее имя – Израиль. В 1820 году он крестился в Санкт-Петербурге и перешел в православие. Кстати, документы о национальности и крещении деда Ленина были впервые обнаружены в Ленинграде в Центральном государственном историческом архиве в 1964 году. Но говорят, что Сталин знал о национальности деда Ленина. И его страшно раздражало, что кто-то решил исследовать биографию Владимира Ильича без его правок и указаний. Как бывший семинарист, Сталин хотел создать не только новую религию, но и новых пророков и святых.

С точки зрения коммунистического интернационализма национальные корни Ленина не имеют никакого значения. Они, кстати, не имели особого значения и при царе. Ведь при царе-батюшке решающим фактором в определении национальности играли вера и язык. Ленин же вырос в православной среде и считал себя русским человеком. И он таковым и был. Великий мыслитель. Интернационалист по убеждению. Атеист, мечтавший построить коммунистическое общество, в котором, кстати, национальность не должна была играть никакой определяющей роли. Но Сталин был убежден, что в глазах мирового пролетариата Ленин должен быть русским человеком без оговорок. То есть быть абсолютно русским. Чтобы никаких дедушек калмыков, а тем более евреев, в биографии не звучало.

Сталин был также убежден, что не следует обнародовать особые отношения Ленина с Инессой Арманд, а также факт венчания в церкви Ленина с Крупской.

Уже после смерти Сталина, 11 октября 1956 года, ЦК КПСС своим постановлением «О порядке изданий произведений Ленина» отменил постановление ЦК ВКП(б) 1936 года «как ошибочное и в корне неправильное».

Я думаю, что Мариэтте Сергеевне сильно повезло. Её никто не тронул в годы тех страшных репрессий. Сталин высоко ценил ее творчество, уважал ее как писательницу и общественного деятеля. Она продолжала писать и творить.

7 мая 1965 г. Шагинян написала историку М. Штейну: «Я смотрю на понятие национальность абсолютно как Вы, т. е. не придаю ему ни малейшего значения, кроме фактического и исторического. Но напоминаю Вам, что моя книга „Семья Ульяновых» была изъята на 22 года, а я за нее порядком пострадала из-за того, что открыла калмыцкое прошлое в роде отца и этим воспользовались фашистские немецкие газеты в 1937 г.» (Штейн М. Генеалогия семьи Ульяновых. Литератор. 1990. № 43. С. 5).

Мариэтта Сергеевна Шагинян была убежденным интернационалистом и коммунистом. Но при этом, когда Шагинян умерла, Католикос всех армян приехал в Москву и молился у нее на могиле. Дело в том, что Мариэтта Сергеевна Шагинян была в дружеских отношениях с Католикосом всех армян Вазгеном I.

Несомненно, Шагинян была не только талантливым, но и добрым человеком. Я бы сказал, она была человеком своего времени.

Георгий БАГДЫКОВ