Каменная святыня Сурб Хача

Самой известной святыней Сурб Хача является хачкар IV-VI веков. Это святыня донских армян. В символике хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам хачкар сделан из базальта. В верхней части камня на лицевой стороне — розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. В XI-XIII веках жители средневековой столицы царства Багратидов города Ани (предки донских армян), гонимые турками-сельджуками, а затем монголами-татарами, покинув свой город, вывезли с собой этот хачкар, который почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач. С XIV века пять веков он хранился в нем. После переселения крымских армян на донскую землю хачкар стал основной реликвией монастыря Сурб Хач.

Как уже было сказано, считается, что хачкар был изготовлен в IV-VI веках. О нем сложено немало легенд, ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Мой дядя, донской армянин, известный в Армении поэт Людвиг Дурьян, написал о хачкаре монастыря Сурб Хач:

…И вот уже хачкар-святыня,
Невольник путников-армян,
Седою окружен полынью,
Глядится в тихий вольный Дон
И город Нор-Нахичеван.

В двадцатых годах минувшего столетия монастырь Сурб Хач был закрыт. Хачкар же перевезен и установлен в кладбищенской церкви Сурб Карапет на армянском кладбище, что на 10-й линии города Ростова-на-Дону. Лишь в начале девяностых годов конца ХХ века хачкар вновь обрел прежнее место в храме монастыря Сурб Хач.

В недавно изданной книге «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н.В. Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, что еще краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Еще при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака (сейчас Нахичеван в Азербайджане) отправили к Спасителю людей с просьбой прислать к ним своих учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде, они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда описана в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани» Минасом Бжишкяном (Минас Медици), изданной впервые в Венеции 1830 году. По описаниям, речь идет о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче.

Насколько достоверны эти сведения, трудно сказать, но в древности хачкара сомневаться не приходится. Современные исследователи считают, что этот камень — крест IV-VI веков. В любом случае этому хачкару столько же лет, сколько армяне исповедуют христианскую религию. Этот хачкар — самое дорогое, что есть у донских армян!

Георгий БАГДЫКОВ